Состав гуаши. Как делаются краски? Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества

Состав гуаши. Как делаются краски? Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества

Гуашь - это плотная и непрозрачная по текстуре своей краска, разновидность клеевых водорастворимых. Когда гуашь высыхает, поверхность, на которую была нанесена гуашь, становится бархатистой и матовой. Гуашь позволяет работать на различных материалах, будь то бумага или картон, фанера или холст.

Изначально само слово «гуашь» появилось в XVIII веке на территории Франции. Однако, еще в средние века сам процесс создания и производства этой краски уже существовал в Европе. Многие миниатюры в книгах, выпущенных в то время, были выполнены именно гуашью. Всесторонне использовалась гуашь художниками и в эпоху Возрождения.

Именно гуашью выполнено множество эскизов и разнообразных набросков различными художниками, гуашью сделано много подготовительных работ к наиболее значимым произведениям изобразительного искусства, были выполнены в этой технике и портретные миниатюры.

Период, который охватывает последние годы конца XIX века - начала XX века принято считать временем расцвета применения техники гуаши в изобразительном искусстве.

Художники в России, входящие в объединение «Мир искусства» использовали гуашь для написания грандиозных по масштабам станковых произведений. В этой технике выполнялись многие эскизы театральных костюмов для актеров, а также и эскизы разнообразных декораций для спектаклей и постановок. Использовали гуашь и для выполнения различных плакатов.

Многие великие мастера прошлого, такие как знаменитые фламандцы Рубенс и Ван Дейк, немецкий живописец Дюрер, использовали в своем творчестве технику гуаши. Заслуженным интересом гуашь пользовалась и у художников более позднего периода (Пикассо, Генри Мур и др.).

Главной отличительной особенностью гуаши можно назвать непрозрачность. Для получения такого эффекта при создании гуаши в ее состав включают значительно больший объем пигмента и значительно меньший объем вещества, выступающего как связующий компонент - гуммиарабика, нежели это бывает при создании акварелей.

Кроме этого в состав гуашевых красок включается:

  • фруктовая камедь,
  • глицерин,
  • декстрин,
  • ализариновое масло,
  • фенол.

Полученная смесь очень тщательно перетирается до получения общей массы пастообразной консистенции, однородной в своем состоянии. Так как в составе гуаши есть значительное количество клеящей составляющей, эта краска после высыхания не пачкает рук, она не стирается с нанесенной поверхности холста, бумаги или картона. Глицерин, входящий в состав гуашевых красок, дает им пластичность и способствует лучшему растворению в воде.

После высыхания гуашь дает эффект матовой бархатистости. После полного высыхания работы, выполненные гуашью, становятся более светлыми, чем они были в состоянии влажности. Эту особенность гуашевых красок следует учитывать при работе с ними. Работая гуашью, темные тона могут быть перекрыты более светлыми оттенками.

При нанесении на поверхность краски слишком плотного слоя, можно получить нежелательный эффект растрескивания красочного слоя вплоть до его осыпания.

Работать гуашью очень удобно. Здесь важным моментом является то, что в ходе работы над картиной можно добавлять какие-то изменения, корректировать процесс создания.

При разведении гуашевой краски в обычных количествах водой она остается непрозрачной. Когда количество воды, которой разбавляется краска, значительно увеличить, гуашь приобретает почти невесомую прозрачную структуру, присущую акварельным краскам. Однако при разбавлении водой акварель теряет яркость тонов, чего не происходит с гуашью. Цвета остаются насыщенными и после достаточного разбавления водой. Используя эту особенность гуашевых красок, художник в работе может добиться различных эффектов цветопередачи. Также интересными будут текстурные особенности мазков.

Очень хорошей особенностью, которая очень важна для художников, начинающих и неопытных, является перекрывающая способность гуаши. Всякий предварительный набросок, выполненный карандашом, будет полностью скрыт слоем гуашевой краски. Такие свойства также дают хорошую возможность откорректировать уже выполненный рисунок.

Большим плюсом в работе с гуашевыми красками можно назвать и то, что не нужно пользоваться особой подготовкой холстов, выполнять грунтовку. Приступить к рисованию гуашевыми красками можно без подготовки.

Гуашевые краски отличаются быстротой высыхания. Это позволяет выполнять работы на различных участках картины, пока высыхает один фрагмент полотна можно работать над другим участком, а затем вернуться к первому и наносить следующий слой художественного полотна.

Еще одним привлекательным моментом в работе с гуашевыми красками служит то, что наносить гуашь на холст или бумагу можно практически любыми инструментами и предметами. Это не только разнообразные кисти и губки, но и мятая бумага или кусок ткани, ватные палочки или зубная щетка. Такие фактурные поверхности дают замечательные эффекты при написании картины.

При нанесении краски более плотным слоем можно использовать еще несколько эффектных методов получения необычной фактуры картины.

Для этого могут быть использованы:

  • метод процарапывания,
  • обрызгивания поверхности картины водой,
  • промокание.

Можно поработать мастихином или наждачной бумагой. Все это будит фантазию и ведет к открытию новых способов работы с гуашью.

Если красками долго не пользоваться, то они высыхают и становятся непригодными для работы. Этого неприятного момента с гуашью не происходи. Для приведения гуашевых красок в рабочее состояние достаточно лишь долить в баночку небольшое количество воды и оставить ее на несколько часов. После этого гуашевая краска вновь полностью готова к работе.

Гуашь можно назвать универсальной по своей выразительности краской. Работы, выполненные гуашью, могут быть нежными и прозрачными как акварель. А могут создавать впечатление картин, выполненных маслом.

Видео. Гуашь для начинающих.

Хранение работ, выполненных гуашью

Для закрепления гуашевых картин можно использовать лак. Но это сильно меняет цвет.

Хранить картины, написанные гуашевыми красками, следует в папках. Между картинами необходимо прокладывать листы папиросной бумаги.

Скручивать листы, на которых сделаны работы гуашевыми красками, не следует. Слой краски потрескается и может осыпаться.

Температурный режим для хранения картин, выполненных гуашью, должен быть ровным, без резких перепадов. Лучше всего такие картины хранить в темном месте при соблюдении нормальной влажности. Излишне высокая температура и высокая сухость воздуха ведут к разрушению слоя гуашевой краски.

Картины, оформленные в раму под стеклом, способны сохраняться десятки лет.

Плакатная гуашь предназначена для использования в работе художников-графиков и плакатистов, также этой гуашью работают многие художники-станковисты.

Плакатная гуашь обладает большей насыщенностью цвета, она более плотная, обладает значительной кроющей способность.

Часто эту тушь используют в работе при создании эскизов актерских костюмов, а также эскизов декораций для театральных постановок.

Флуоресцирующие гуашевые краски активно находят применение в работе по оформлению декора театральных спектаклей. В ультрафиолетовых лучах, зеленых, синих и фиолетовых, эта гуашь способна флуоресцировать. В этих лучах флуоресцентная краска увеличивает степень яркости цвета, что дает хороший декоративный эффект в темноте театрального зала.

Как и все гуашевые краски, при работе флуоресцентная гуашь может быть разбавлена водой. К сожалению, кроющая способность их не так велика. В связи с этим такие краски в работе следует использовать уже на загрунтованной поверхности. Еще одним недостатком флуоресцентных гуашей является их невысокая водостойкость, это не позволяет использовать флуоресцентные гуаши на открытых пространствах.

Гуашь сегодня

Долгий период времени гуашь была краской оформителей и учеников. Сейчас гуашевые краски нашли широкое применение в творческой жизни художников-профессионалов, а также используются в процессе обучения детей азам живописи. Запах гуашевых красок способен пробудить творческое начало в юных художниках, а мастера кисти включают свое воображение и начинают создавать прекрасные картины, которые рождают у зрителей различные эмоциональные состояния души.

Продукция лакокрасочной промышленности находит широкое применение. Она успешно применяется в строительстве, автомобилестроении, кораблестроении, самолетостроении. Всего не перечислить. Без антисептиков не обходятся деревянные строения и конструкции. А еще эти сооружения нужно обработать огнезащитными составами, которые также производят предприятия лакокрасочной промышленности. В быту без лакокрасочных материалов так же не обойтись.

Цель: д ать возможность увидеть межпредметную связь химии и изобразительного искусства через демонстрацию широкого спектра художественного материала и его химического состава.

Задачи:

  • формирование у учащихся единой картины мира;
  • познакомить учащихся с различными художественными средствами и их химическим составом;
  • формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению химии и изобразительного искусства;
  • развивать навыки работы с новым для учащихся художественным материалам - пастель.

Ожидаемый результат:

  • расширить знания учащихся о художественных материалах;
  • познакомить учащихся с химическим составом разнообразных художественных средств;
  • научиться работать в технике пастель.

Оборудование:

  • иллюстрации различных картин выполненных: простым карандашом, акварелью, гуашью, маслом, темперой, акриловыми красками, пастелью, сангиной, соусом, сепией;
  • карточки с химическими формулами;
  • художественные материалы: уголь, простой карандаш, акварель, гуашь, темпера, масло, акриловые краски, сангина, соус, сепия, пастель;
  • Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева;
  • специальная бумага для работы пастелью;
  • муляжи фруктов и овощей для практической работы.

Подготовительный этап:

  • перед уроком оформляется доска (иллюстрации и химические формулы). С оформлением доски связана вся работа учителей на уроке
  • 2 учащихся готовятся выступить на уроке в роли первобытных людей, которые рисуют углем
  • на бумаге учителя готовят рисунок стены пещеры на которой будут рисовать первобытные люди.

Ход урока

Учитель ИЗО: Сегодня мы проводим с вами бинарный урок "Химия красок".

Учитель химии: На уроке мы покажем вам взаимосвязь двух разных школьных предметов - химии и ИЗО; познакомимся с различными художественными материалами и их химическим составом и поработаем в новой для вас технике - пастелью. Особое внимание обратите на различный цвет химических элементов в формулах и найдите определенную закономерность, в конце урока при подведении итогов вы должны будете её сформулировать.

Итак, мы начинаем (примеч.: пока говорит учитель химии выходят первобытные люди и начинают рисовать на стене пещеры. Представьте себе первобытного человека. Скажем 30тысяч лет назад. Его окружает враждебная и непонятная природа, хищные звери. Живет он вместе с себе подобными в пещере. Заворачивается от холода в звериные шкуры. Главная задача: добыть пропитание в утомительной и опасной охоте. Оружие и орудия труда самые простые. Да и сам он чрезвычайно прост: ничего не знает ни о мире, ни о самом себе. И вдруг:

Учитель ИЗО: Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Пришло ли ему в голову обвести угольком тень на скале? В этот момент из тьмы полного, почти животного невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом - Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Ученые XIX века были просто поражены точностью и разнообразием пещерной живописи. Почему пещерной? Именно стены пещер покрывались невероятным количеством рисунков, где были изображены животные: олени, лошади, коровы, зубры.

Учитель химии: А чем рисовали первобытные художники?... Конечно же углем. Уголь является старейшим и простейшим материалом для рисования. Его палочки имеют неправильную форму и разную толщину. Кроме них имеются угольные карандаши, в которых уголь смешан с глиной. Они прочнее и позволяют получить более интенсивные линии, чем угольные палочки. Уголь часто используется для выполнения предварительных рисунков.

Учитель ИЗО: При работе углём можно использовать разные техники: перекрёстную штриховку, растушевку пальцами. Уголь хорошо сочетается с другими материалами, особенно с мелом-белым, серым, сепией и сангиной .

Учитель химии: Карандаш представляет собой графитовый стержень в деревянной оправе. Для закрашивания больших участков обычно используется графитовый порошок, который наносится пальцем или тряпкой. Он позволяет получить не черный, а металлически-серый цвет. Для рисования применяется немелованная бумага, а для стирания или раскрытия пробелов в цветовом пятне следует использовать ластик. Карандашом можно рисовать линии и выполнять штриховку.

Графитные карандаши известны с 16 века. Карандаш из смеси графитного порошка с глиной в деревянной оправе появился в конце 18-начале19 века. Но у графитовых карандашей было 2 существенных недостатка: они пачкали пальцы и быстро ломались. В конце 18 века чех И. Гартмут стал делать стержни для карандашей. Составной частью современных карандашей в зависимости от назначения являются: графит, глина, сажа, двуокись титана, древесный уголь, воск - монтан, гипс, крахмал.

Учитель ИЗО: Самые твёрдые грифели подойдут для рисования бледно-серых тонких линий, при сильном нажиме они даже могут поцарапать бумагу. Самыми мягкими грифелями можно рисовать темно-серые толстые линии разной интенсивности. Сочетание карандашей разной твёрдости на одном рисунке приводит к очень интересным результатам.

Учитель ИЗО: А сейчас мы продолжим знакомство с художественным материалом. Каждый вид красок имеет свои достоинства и недостатки. Они имеют несхожие качества и разное время высыхания. Краски придают и разный внешний вид готовому произведению. Кроме того, от вида краски зависят продолжительность сохранности изображения, срок выцветания и период старения, а также многие другие характеристики живописного произведения. Поэтому художник, исходя из качеств того или иного вида красок, сам выбирает нужный ему вид для своей работы .

Учитель химии: Есть краски простые в применении, но имеющие прекрасные изобразительные свойства. К таким краскам относится акварель. Она лучше всего подходит для начинающих художников и для выполнения учебных рисунков. Акварель - это водяные прозрачные краски. Название "акварель" происходит от латинского "AQUA" - вода. Однако вода в акварельной живописи - это только разбавитель. Сами краски изготавливаются из стойких пигментов (красителей) и связующих веществ. Состав: растительные прозрачные клеи - гуммиарабик; глицерин, сахар (пластичность, удерживает влагу); бычья желчь (не скатываются краски в капли); фенол (не разрушение плесенью) . Свойства связующих веществ позволяют акварели иметь главное достоинство - прозрачность тонкого красочного слоя.

Учитель ИЗО: Техника акварели отличается особой сложностью, так как исправления практически невозможны. Художник должен уметь точно определить количество воды, которое необходимо добавить в краску, чтобы добиться нужного эффекта. Сначала наносят светлые тона, для получения которых краски необходимо развести водой; затем - тёмные тона. Наиболее часто используют следующие акварельные техники: размывки, лессировки, работу "по сухому" и "по сырому" . Не следует брать на кисть слишком много краски, чтобы она не потеряла присущей ей яркости.

Учитель химии: Следующее средство - гуашь. Она бывает плакатной и художественной, причем плакатная гуашь гораздо ярче. Гуашь, так же, как и акварель, может разводиться водой. Но если гуашь свежая и не утратила сметанообразного состояния, лучше свести использование воды к минимуму. Иначе при высыхании краска будет ложиться неровно и получится множество разводов. В состав гуаши входит достаточно много различных компонентов- гуммиарабик, глицерин, масла, фенол. Главными же своими качествами - непрозрачностью и хорошей способностью закрывать предыдущий слой любого цвета - гуашь обязана входящим в ее состав белилам (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Правда, из-за них любой оттенок гуаши в высохшем виде становится почти наполовину светлее. Это свойство следует учитывать при работе с гуашевыми красками.

Учитель ИЗО: Гуашь высыхает очень быстро, и примерно через час работа уже сухая. Высохшие краски приобретают приятную матовую, бархатистую поверхность. Хранить гуашь следует плотно закрытой, не давая ей высохнуть и предохраняя от холода. Если краска всё-таки высохла, её моно залить слабым раствором столярного клея или водой и дать настояться. Гуашь - это как раз тот материал, который чаще всего применяется в технике, использующей смешанные материалы. Гуашь обычно используется с пастелью, поскольку поверхности, закрашенные ей, при высыхании становятся шероховатыми, а частицы пастели, как и частицы мела, угля, хорошо с ней сцепляются.

Учитель химии: Масло считается самым совершенным видом красок для живописи. Оно позволяет работать в различных техниках, обладает высокой способностью закрывать предыдущие слои краски, не изменяется в цвете. Масляные краски состоят из красочного пигмента и связующего вещества, в качестве которого используется льняное, маковое масло либо масло грецкого ореха. Бывают масляные краски: цинковые, свинцовые, титановые, кадмиевые, хромовые и др. .

Учитель ИЗО: Масляные краски сохнут долго, они обладают особой пластической выразительностью. Для разведения красок используют скипидар. Кроме того, при работе маслеными красками легко делать исправления и получать плавные переходы тонов. Маслом можно писать на любой основе- холсте, дереве, металле, бумаге, - предварительно загрунтованной. Краски наносят тонкими слоями в виде лессировок или пастозными мазками. Полное высыхание масляных красок происходит примерно через 100-120 лет, после чего они трескаются и могут отслаиваться от холста. Выполненные маслом картины живут столетиями.

Учитель химии: Состав темперных красок бывает различным, так как кроме цветового пигмента в их состав входит связующая эмульсия. От типа связующей эмульсии зависят многие свойства темперы. В природе существует целый ряд натуральных продуктов, которые используется в качестве темперных эмульсий. Это молоко, яичный желток, сок некоторых растений. В настоящее время наиболее распространенными являются яичные, казеиновые, гуммиарабиковые темперные краски . Темперные краски достаточно "капризны" при хранении: они расслаиваются, загустевают, подвержены гниению. Кроме того, тепмера боится холода и мороза.

Учитель ИЗО: Темпера занимает по сложности работы ею промежуточное место между гуашью и маслом. Темперные краски, как и гуашь, в процессе работы разбавляются водой, но после высыхания переходят в нерастворимое твердое состояние, которое, в отличии от масляных красок, невозможно изменить, размыв их водой. В процессе высыхания темпера может сначала темнеть, а потом светлеть.

Учитель химии: Акриловые краски как нельзя лучше подходят для профессиональной работы, так как после высыхания они образуют водостойкую пленку. Краски были созданы сравнительно недавно, они представляют собой нетоксичный раствор акриловый смолы с высокой концентрацией пигмента. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с жидкими акварельными красками. Во-первых, они очень быстро сохнут, поэтому бумага при их нанесении не коробится. Во-вторых, акриловые краски очень прочные и стойкие к воздействию воды, их цвет не меняется благодаря образованию водостойкой пленки. Состав: синтетический клей, латексный клей .

Учитель химии: Сангина - это палочка красноватого земляного тона, классический материал для рисования. Техника рисунка известна с эпохи Возрождения. Состав: каолин и оксиды железа.

Учитель ИЗО: Сангина является классическим материалом для рисования, идеальным для изображения тела, поскольку позволяет получить гармоничные и плавные переходы от одного тона к другому. Наилучшие результаты можно получить, если рисовать сангиной на цветной бумаге и использовать белые мелки для изображения светлых участков и рефлексов.

Учитель химии: Слово пастель происходит от итальянского "пастелло" - так называлась техника рисунка черным карандашом с последующей подцветкой цветными карандашами. Пастель представляет собой наборы обернутых прозрачным целлофаном или бумагой твердых, но ломких палочек самых разнообразных, чаще всего нежных, цветовых тонов. В состав пастели входит множество элементов, основные из которых мелко растертые сухие пигменты и связующее вещество. В качестве связующего вещества могут быть использованы абрикосовый или вишневый клей, молоко, мучной клейстер, мел . Добавленный в состав пастели мел придает ей характерные нежные световые тона. От вида связующего вещества зависят качество и твердость пастельных палочек.

Учитель ИЗО: Рисунки, выполненные пастелью, отличаются особой свежестью и оригинальностью. По сути, пастель объединяет в себе возможности графической и живописной техник. Ею можно рисовать линии, выполнять штриховку и тонирование. Пастель очень хорошо растушевывается, что позволяет получать красивые тональные растяжки. Рисунок должен выполняться в спонтанной манере без многочисленных исправлений. Для работы понадобиться крупнозернистая цветная бумага. Пастель - самый прочный и долговечный тип краски, красочный слой получается нежный и бархатистый. Недостаток пастели - осыпание, для закрепления красочного слоя можно использовать самый обычный лак для волос.

Соус относят к графическим материалам, это мелки от светло- серых до темно-серых оттенков.

Сепия это мелки темно-коричневого цвета. Сангина, соус и сепия хорошо сочетаются между собой и с другими материалами.

Учитель ИЗО: Сейчас мы поработаем новыми материалами - пастелью. Перед вами на столах лежат овощи и фрукты, которые мы будем изображать на своих рисунках. Рисунки пастелью выполняются на тонированной грунтованной бумаге. Углем наносим рисунок выбранного предмета. Накладываем пигмент широкими энергичными штрихами, покрывая всю поверхность рисунка, след должен быть поверхностным, чтобы его легко можно было растушевать. Добавив несколько новых пятен, приступаем к растушевке пальцами, чтобы распределить пигмент по предмету и добиться передачи объема предметов. Белой пастелью намечаем блики. Затемняем тени на поверхности стола черной пастелью: это усилит контраст между светлыми и темными элементами композиции.

Все этапы работы учитель демонстрирует на доске. Тихо звучит классическая музыка. Когда самостоятельная работа закончена все работы вывешиваются на доске. Ни одна работа учащихся не остается без внимания, учитель отмечает наиболее удачные работы. Все работы оцениваются.

Учитель химии: Взаимосвязаны ли химия и изо? Какие химические элементы и вещества часто встречаются в различных художественных материалах?

Различные материалы и техники позволяют придать изображению разный художественный смысл. Каждый изобразительный материал имеет свои особенности, причем среди них нет лучших или худших - они просто разные, как музыкальные инструменты в оркестре. Важно суметь выбрать наиболее подходящие для каждой композиции и научиться на них играть, чтобы передать всю красоту музыкального произведения.

Учитель ИЗО: Какие художественные материалы можно отнести к живописным? А какие к графическим?

Учитель химии: Сегодня на уроке мы с вами постарались показать вам взаимосвязь двух разных предметов - химии и ИЗО. И как выяснили такая взаимосвязь существует.

Результативность

Цели и задачи урока реализованы. Занятие прошло на достаточно высоком и в то же время доступном для восьмиклассников уровне. Во время практической работы пастелью учащиеся успешно справились с заданием и научились работать в новой технике. В конце урока была оформлена выставка работ. В течение всего занятия учащиеся были активны и заинтересованы в получении новых знаний.

Литература

  1. Акварель. Основные техники и приемы. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  2. Воздушная живопись. Основные методы и приемы. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги",2008.
  3. Графика. Подробный практический курс. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  4. Михейшина М.О. Уроки живописи. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1999.
  5. Пастель. Подробный практический курс. М.: ООО ТД "Издательский Мир книги", 2008.
  6. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. - Ростов н\Д., 2002.
  7. Хаткина М.А. Изобразительное искусство. Большая серия знаний. "Мир книги", 2003.
  8. Шматова О.Г. Самоучитель по рисованию акварелью. М.: Эксмо. 2007.
  9. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1998.
guazzo водная краска, плеск) - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель .

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции , хотя техника создания этой краски значительно старше - она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века , обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов , картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр . Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX - начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства » писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто. Эта проблема может быть в определённой степени ослаблена использованием утолщающей основы, например, aquapasto .

Школьный набор гуаши

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, даёт возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином , меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зелёных лучей. Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте. Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т. п., что делает их более яркими, при этом краски следует наносить тонким слоем. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять её вне помещений не рекомендуется.

Источники

  • Изаксон А. Как работать гуашью // Художник. 1961, № 3. С.54-55.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Гуашь – идеальная краска для начинающих художников! Ею легко научиться рисовать, не вызывает гуашь затруднений и в использовании. Если научиться хорошо рисовать гуашевыми красками, освоить технику рисования маслом будет намного проще. Как правило, гуашь выбирают для создания рисунков и картин на бумаге, иногда ею пишут на холсте, дереве и иных поверхностях.

Гуашевые краски имеют вяжущую консистенцию. Они являются водорастворимыми, но существенно отличаются от акварельных. Одна из ключевых особенностей гуаши – высокое содержание пигмента и наполнителя в составе, за счет чего данная краска лишена прозрачности.

Техника работы гуашью имеет много общего с техникой создания картин акрилом. Эти материалы имеют сходную консистенцию, однако акрил уже через 10 минут после нанесения практически невозможно смыть водой, чего не скажешь про гуашь. Ее можно без труда размазать водой. Это свойство позволяет вносить коррективы, «спасать» неудавшиеся рисунки.

Плюсы и минусы гуаши:

Основные достоинства гуашевых красок:

    Высокая перекрывающая способность. Существующий слой краски можно полностью перекрыть новым. Любая ошибка может быть легко исправлена. Хотя увлекаться не стоит, большое количество слоев может привести к образованию трещин. Это свойство гуаши важно для гармонизации психологического состояния юных художников. Ведь неудачи и необходимость выбросить рисунок часто очень расстраивают и даже доводят детей до слез, а возможность исправить любую ошибку, несомненно, улучшит их настроение!

    Доступная стоимость. Позволяет использовать данный тип красок семье с любым уровнем дохода.

    Быстрое высыхание. Юному живописцу не придется долго ждать, пока полотно высохнет, и можно будет закрыть альбом или свернуть холст.

    Способность растворяться в воде. Если гуашью долго не пользоваться, и она начинает подсыхать, краске можно легко подарить «вторую жизнь», добавив немного воды и тщательно перемешав до необходимой консистенции.

Недостатки :

    Выцветание. После того, как гуашь высыхает, ее цвет становится немного бледнее, чем сразу после нанесения. Поэтому, к примеру, формируя на своем рисунке тень, учитывайте, что после высыхания тон станет светлее.

    После высыхания краска слегка мажется. Если вы пройдетесь пальцем по сухой поверхности, на нем останется небольшой след от гуаши.

Для работы с гуашевыми красками лучше всего подходят кисти из синтетического волокна. И краски, и кисти вы можете приобрести в интернет-магазине kanc-magazin.ru . Он предлагает своим покупателям огромный выбор канцелярской продукции, в том числе и товаров для занятий изобразительным искусством. На весь ассортимент сайт распространяется специальное оптовое предложение – закупив краски и кисти на весь класс, вы сможете сэкономить до 40% от розничной цены. Осуществляется доставка не только по Москве и Петербургу, но и по всей России, а именно – в более, чем девяносто больших городов нашего государства.

Большинство из нас привыкли относится к гуаши несколько пренебрежительно. Считается, что этот материал пригоден лишь для оформительских работ и детского творчества, а рассматривать его в качестве серьезного материала для живописи нельзя.

Рыцари гуашью

Однако в средние века, в Европе, этот материал широко применялся в написании миниатюр, а не только для подготовительно-эскизных работ. В России, в конце 19-го и начале 20-го века, гуашью писались серьезные работы станковой живописи. Именно на этот период приходится расцвет гуаши.

Художники, овладевшие в совершенстве этим «несерьезным» материалом, создают замечательные, изящные, неповторимо-бархатистые работы. Особенно замечательно, при помощи гуаши, удается передать неповторимую атмосферу вечерних сумерек и туманных предрассветных пейзажей.
В принципе, гуашь - это непрозрачная акварель. Для работы с гуашью нет необходимости в специальных разбавителях и ускорителях высыхания, как при работе с маслом. Рисуя гуашью, нет необходимости думать о различных вспомогательных средствах (как например, замедлители высыхания, моделирующие пасты, лаки и т.п.). Гуашь является универсальным художественным материалом, который позволяет, имея краски, воду и бумагу, осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Вы можете рисовать сильно разбавленной гуашью в технике акварели, а можете освоить техники письма, свойственные благородному маслу. Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, не требует работы с растворителями, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует какой-то специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки и т.п.). Именно поэтому она очень популярна в детском творчестве и широко применяется начинающими художниками. Пейзаж гуашью рисовал каждый из нас. Гуашь для начинающих подходит и для профи.

белочка гуашью

Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества.

Типы гуаши.

. Художественная гуашь - это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности.
. Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной.
. Гуашь для детского творчества содержит вместо дорогого гуммиарабика дешевый клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает. Однако это делает ее более стойкой к осыпанию и истиранию. Такая краска подходит не только для бумаги, но и для фанеры, керамики и холста, который можно не грунтовать специальным грунтом (как в случае с художественной гуашью). ПВА в составе гуаши становится прекрасным закрепителем и с успехом заменяет специальный грунт. Детские рисунки гуашью радуют глаз и сердце родителей.
. Некоторые производители, с появлением художественного акрила, стали выпускатьакриловую гуашь. Такая гуашь подходит для росписи любой поверхности, а после полного высыхания не смывается водой.

Замок сказочного дракона гуашью

Свойства гуаши и особенности цвета.

Многие считают гуашь не удобной для рисования. Если вы до этого рисовали преимущественно акварелью, то вам нужно запомнить всего лишь несколько правил, чтобы получать такой же замечательный результат при работе с гуашью.

Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. То есть, определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темный тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставляются в конце работы.

Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и оттенков, а также не напортачить с цветом для теней, лучше иметь представление о цветовом круге, которым пользуются художники. Цвета, лежащие в соседних секторах круга, смешиваются друг с другом без образования грязи, а для теней лучше брать цвет из противоположного сектора. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще, для изображения тени, берут: синий, зеленый или фиолетовый. Ни в коем случае нельзя добавлять для изображения тени черный цвет. Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета, тон вы не затемните, а грязь получите.

Кроме всего прочего следует знать, что гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно дождавшись полного высыхания слоя гуаши. Обычно время высыхания зависит от толщины слоя гуаши, оно варьируется от 30 минут до 3 часов. Когда же гуашь просохла, внести изменения очень просто. Нужно лишь смочить кисть в теплой и чистой от пигмента воде, слегка отжать ее сухой тряпочной и легким движением стереть краску в месте ошибки. Точно также можно растушёвывать излишне-четкий контур нарисованного предмета.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выбеляется, благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

лошадь гуашью

Кисти для гуаши и техники нанесения мазков.

Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом. Так как гуашь более тяжелая и вязкая, то для нее не подойдут чересчур мягкие кисти, так что легкую белку лучше отложить в сторону. Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушёвок, фонов и заливок, то есть для работы влажной кистью.

Есть приемы в живописи, которые подходят для работы сухой кистью. Как нарисовать гуашью изображения крон деревьев, травяного фона, объектов с неровной или текстурной поверхностью? В этом случае лучше использовать кисти из щетины. Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Траву лучше изображать плоскими кистями, а крону деревьев круглыми. В этом случае, на сухую кисть из свиной щетины набирают разбавленную до густоты сметаны гуашь и производят точечные удары кистью по рабочей поверхности картины. Это можно сравнить с набиванием краски на рабочую поверхность.

Как рисовать гуашью не только при помощи кистей. Можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфетки. Все это позволяет изображать предметы со сложной структурой поверхности и добиться реалистичности изображения многих материалов, например шероховатой керамики или камня, или рисуя натюрморт гуашью.

натюрморт гуашью

Живописные техники с использованием гуаши. Уроки гуашью.

Существуют два способа создания фона для гуаши:
. Равномерное закрашивание контуров карандашного наброска. Сначала художник делает карандашный набросок на художественной поверхности, а затем разносит основные цвета в качестве заливок контуров рисунка. Здесь важно помнить, что для начального подмалевка берутся самые темные тона элементов рисунка. Для того, чтобы гуашь легла ровно и без разводов, нужно обратить внимание на размер кисти. Чем больше закрашиваемый контур, тем больше должна быть кисть. Гуашь, в это случае, должна быть разбавлена до консистенции негустой сметаны. Набирать слишком много пигмента на кисть тоже не стоит, излишки лучше обтереть о край палитры. Заполнять контур нужно без нажима, от одного его края к центру, а затем из центра до другого края контура. Такой тип подмалевка не подходит для больших поверхностей.
. Для поверхностей большого размера выбирается другой тип окрашивания - заливка. В этом случае сначала делается фон рисунка, а затем, на просохшем фоне, пишется сама работа. Фон может состоять из двух или трех основных цветов в гамме рисунка. Например, при написании пейзажа берут: цвет неба, цвет земли, цвет для светлой полосы над горизонтом. Лист бумаги хорошо прикрепляют к планшету, лучше приклеить все края малярным скотчем. Затем разносят цвета: цвет неба в верху, цвет земли внизу, самый светлый в районе горизонта. А дальше, пока краска не просохла, разглаживают краску при помощи широкой влажной кисти. Кисть нужно вести без отрыва, от одного левого края листа к правому, двигаясь от низа работы к верху. Затем смачиваем кисть в воде, стряхиваем излишки, и разглаживаем краски от верху листа к низу, двигая кисть по горизонтали. Для того чтобы фон получался ровным и красивым, нужна тренировка. Однако результат стоит потраченных усилий. Когда фон разглажен, а краска еще не просохла, разносят детали холмов, более темной краской, выбранной для земли. После просыхания основного фона и сформированных деталей ландшафта, пишут растительность, облака и другие детали задуманной композиции.

цветок гуашью

Картины гуашью. К техникам гуашевой живописи относятся:
. Лессировка - способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен так же, как и для акварели. Просто гуашь нужно разбавить довольно сильно водой, чтобы она стала прозрачной. С помощью техники лессировки можно создать неповторимый эффект тумана, гуашь для этого подходит как никакой .
. Пастозная техника также доступна гуаши. Эта техника заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Такая техника присуща в основном масляной живописи. Фактура, свет и тень на картинах, написанных в пастозной технике зависят не только от цвета, но и от формы и направления положенных мазков. Гуашью тоже можно работать в этом стиле, особенно если она на основе ПВА или акриловая. Работая в пастозной технике и используя обычную художественную гуашь, нужно помнить о том, что слишком толстый слой этой краски имеет обыкновение растрескиваться и осыпаться после высыхания. Поэтому нужно очень осторожно добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы получить необходимую, для этой техники и материала, «золотую середину».
. Есть еще одна техника, в которой можно использовать гуашь. Она называетсясграффито . Эта техника сродни гравюре. На бумагу наносят слой светлой краски и ждут ее высыхания. Затем наносят толстый, равномерный слой темной краски. После просыхания верхнего слоя, берут рейсфедер, стило, просто толстую иглу или канцелярский нож, и рисуют ими, снимая темный слой краски с нижнего светлого слоя. Лучше, чтобы верхний слой краски был сухой, но достаточно свежий, чтобы краска не осыпалась. Действовать нужно осторожно, движения должны быть точными.
. Кроме того, гуашь прекрасно используется в смешанных техниках живописи. Например, фон делается гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получаются очень эффектными.

набросок девушки гуашью

Уход за инструментом при работе с гуашью.

Нужно помнить о свойстве гуаши забивать ворс мягких кистей, поэтому кисти лучше промывать сразу в банке с большим количеством теплой воды. Для этого нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну емкости с водой.

После окончания работы с гуашью нужно промыть кисти под струей теплой проточной воды. Так же нужно вымыть палитры с остатками краски, так как засохшая гуашь может закрасить палитру, особенно если она пластиковая. Гуашь очень быстро высыхает, поэтому все баночки с краской должны быть плотно закрыты. Если вы оставите после работы незакрытые баночки с краской, то рискуете застать там вместо мягкой, пластичной гуаши, окаменелые кусочки высохшего пигмента.

Кроме того, нужно следить за состоянием своих красок. Гуашь имеет свойство густеть со временем, даже если вы не забывали ее закрывать. Это свойство данного материала может привести к ее полному высыханию. Вернуть первоначальное качество подсыхающему материалу можно капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это на стандартную маленькую баночку). Затем гуашь нужно закрыть и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать палочной или обратным концом кисточки.

Если ваша гуашь засохла до состояния камня, то можно попытаться ее реанимировать, но выходит это не всегда. Для этого нужно залить в каждую баночку немного горячей воды, так чтобы только на пару миллиметров прикрыть поверхность засохшей краски, а затем поставить ее часа на три в теплое место. Зимой для этого подойдет батарея, а летом солнечный подоконник. Затем нужно тщательно перемешать пигмент. Если засохшие кусочки все-таки остались, можно попробовать повторить описанную выше процедуру. Если же и это не поможет, то с вашей краской все кончено и ее можно только выкинуть. Правда ее можно использовать в качестве сухой акварели для эскизов и черновых зарисовок. Реанимировать засохшую акриловую гуашь нельзя, она превращается в нерастворимый, жесткий полимер.

Творческих вам успехов в работе с гуашью!

просмотров