Пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому, что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?) - Документ. Что мы знаем о снеге? Почему в городе снег тает быстрее

Пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому, что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?) - Документ. Что мы знаем о снеге? Почему в городе снег тает быстрее

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕСЕННИХ ПРОГУЛОК

Наблюдения за неживой природой

Наблюдения за снегом.

Интересно наблюдать, как тает снег. Обратите внимание детей на то, что в разных местах снег тает по-разному. Где тает снег прежде всего? У стволов деревьев. Почему? Потому, что стволы деревьев темные. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей, чем светлые; предметы темного цвета нагреваются сильнее, чем светлые. Темные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем белые сугробы, поэтому и снег вокруг деревьев тает быстрее. Грязный снег также тает быстрее, чем чистый.

Можно рассказать детям, что снег в лесу и в городе также тает iio-разному. Если в выходные дни детям предстоит прогулка в лес, попросите их обратить внимание на снег в лесу. Порассуждайте вместе с детьми о том, почему снег в городе тает быстрее, чем в лесу. Почему в лесу даже поздней весной можно встретить островки нерастаявшего снега? Потому, что в городе температура воздуха, как правило, всегда выше, чем в лесу (из-за множества машин, из-за большого количества людей, различных теплостанций, фабрик и заводов, выделяющих тепло). Кроме того, в лесу много деревьев, которые дают густую тень; через переплетение ветвей солнечным лучам труднее проникнуть к земле, и поэтому снег под деревьями в лесу тает дольше.

Снег весной становится ноздреватым, он совсем не похож на зимний. Можно объяснить детям, почему это происходит: от солнечного тепла снежинки на поверхности снега тают одна за другой и превращаются в воду, вода протекает вниз, поэтому в снегу образуются углубления.

Наблюдения за солнцем.

Почему солнце весной светит ярче, чем зимой? Таким вопросом часто задаются дети. Можно объяснить детям, что весной наша планета Земля повернута к солнцу, так что на нее попадает больше солнечных лучей, чем зимой, они дают больше тепла и света. Поэтому весной не только теплее, но и длиннее становится день, а ночи все короче.

Предложите детям потрогать рукава пальто темного и светлого цвета и сказать, какой из них теплее: дети смогут сами убедиться в том, что теплый свет поглощает больше солнечных лучей, чем светлый. Поэтому дворники разбрасывают снег и лед по темным дорожкам - так он быстрее тает. По этой же причине быстрее всего тает снег вокруг темных стволов деревьев.

Наблюдения за облаками.

Весной в небе образуется множество кучевых облаков. Можно объяснить детям механизм их образования: от тающего снега под воздействием солнечных лучей поднимается пар. Наверху, где воздух гораздо прохладнее, чем у земли, пар превращается в мельчайшие кристаллики льда, а из них-то и образуются облака. Чем больше тает снег, тем больше таких кучевых облаков. Они часто меняют форму. Дети любят фантазировать, глядя на облака, представляя себе, на кого они похожи.

Наблюдения за талыми водами.

Весной образуется множество ручьев. Откуда они берутся - еще раз спросите об этом детей. Они должны уже знать, что снег - это замерзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду.

Вода всегда течет с возвышенных мест вниз. Дети смогут сами в этом убедиться, когда

будут делать канавки для своих корабликов. Вода стекает куда-то через решетку, положенную на асфальт. Куда? Можно объяснить детям, что вода стекает в особые приемники, а оттуда попадает в городские реки. Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Наблюдения за почками на деревьях.

Зимой и в начале весны почки маленькие, словно сжавшиеся от холода. По мере того сак становится теплее, почки как будто набухают, становятся больше, затем раскрываются. Сначала появляется крохотный кончик зеленого листочка. Если в это время почку разрезать и развернуть, то внутри нее можно увидеть крошечный, как будто много раз сложенный листочек. Маленькие молодые листья - светло-зеленые, липкие, клейкие, пахучие. Можно объяснить детям, что весной, когда становится теплее, земля становится влажной, "являются все необходимые условия для роста растений. Заодно можно повторить с детьми, какие же это условия:

Солнечный свет,

Наблюдения за травой.

Молодая трава появляется гораздо раньше, чем первые листочки. Она проклевывается из земли на проталинах еще тогда, когда не весь снег растаял. Первые цветы появляются также еще до распускания листьев. Это желтые цветы мать-и-мачехи. Среди лесных цветов первым распускается подснежник. Красивы цветки медуницы, они меняют свой цвет: вначале они красные, затем фиолетовые, а потом делаются синими. На всех этих растениях цветы распускаются раньше листьев.

Наблюдения за птицами.

Весна - время возвращения перелетных птиц. Обратите внимание детей на то, что у кормушек не видно больше снегирей, щеглов и свиристелей, которых мы часто встречали зимой. Объясните, что эти птицы улетели к северу, так как любят более холодный климат.

Зимующие птицы тоже ведут себя по-другому. Вороны и галки летают парами, ища места для гнезд и громко крича. Овсянки сменили оперение: зимой они были очень похожи на воробьев серенькими перышками, а сейчас их перья желтые. Воробьи стали весело чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах.

Первыми возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда у скворечников разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока хозяева-скворцы отсутствовали.

Наблюдения за насекомыми.

Первые весенние бабочки - это желтые лимонницы, пестрые крапивницы, темные траурницы. Они появляются, как только устанавливается теплая погода. Эти бабочки зимуют во взрослом состоянии в укромных местах, поэтому они появляются самыми первыми. Те бабочки, которые зимуют в виде куколок, появятся гораздо позднее.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, как через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, которые создала природа. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из которых потом вылупляются гусеницы. Гусеницы являются серьезными вредителями растений - они поедают их листья. Позже гусеницы опутывают себя нитью, которую выделяют из брюшка и. превращаются в куколок.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

Наблюдения за погодой.

Продолжать учить детей делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.

Учить детей находить связь между активностью солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, у насекомых, у птиц.

Понаблюдать вместе с ребятами, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают. Проанализировать, с какой стороны тает быстрее снег, где образуются первые проталины.

Понаблюдать за тем, насколько длиннее стал день. Это объясняется тем, что на Землю теперь попадает гораздо больше солнечных лучей, чем зимой.

Более теплая погода в весеннее время связана с той же причиной. Земля так повернута к Солнцу, на нее падает больше солнечных лучей, значит и тепла она весной получает гораздо больше, чем зимой.

Ранней весной по утрам на поверхности снега образуется ледяная корка - наст. Вместе с детьми постараемся ответить на вопрос - почему на снегу появляется наст? Потому что днем пригревает солнышко, и верхний слой снега подтаивает, а ночью еще морозно, и подтаявший снежок вновь схватывается, замерзает - вот и ледяная корочка наста.

Детям очень интересны народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются, можно ли по ним предсказывать погоду, насколько они точны.

Народные приметы

Длинные сосульки - к долгой весне.

Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.

Увидел грача - весну встречай.

Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Если весной летит много паутины - лето будет жаркое.

До первой грозы лягушки не квакают.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Активизация словаря

Весенний словарь: оттепель, проталина, ноздреватый снег, сосулька, капель, ручейки, талый снег, лужицы, перелетные птицы, набухшие почки, весеннее равноденствие, первые цветы и листья, пробуждение природы.

Вместе с детьми можно обсудить, почему в народном календаре весенние месяцы име-ют такие названия:

Март-утро года, капельник, протальник, зимоборье.

Апрель - снегогон, водолей, березень.

Май - травень, цветень.

Труд на участке

1 Разбрасывание снега, помещение его на темные места, чтобы быстрее растаял. Обкалывание льда на веранде. Обламывание сосулек - объяснить детям, почему это необходимо (чтобы упавшая сосулька не попала кому-нибудь на голову).

; Убираем прошлогоднюю пожелтевшую и сухую траву для того, чтобы молодым зеленым росточкам было легче пробиваться к солнцу. Объяснить детям, почему нельзя выжигать прошлогоднюю траву, не собрав ее предварительно в кучу. Если поджечь старую траву прямо там, где она росла, то при этом от огня погибают и молодые ростки.

1 Наведение порядка на участке: собираем бумажки, сор, принесенный ветром, подметаем веранду.

Собираем песок в песочнице, заполняем ее новым песком, подметаем бортики песочницы.

: Строим запруды и каналы для самодельных корабликов.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

«Юные капитаны» - игра с самодельными и игрушечными лодочками, кораблями.

«Строим канал» - строительная игра для отвода воды с участка в специальные запруды.

«Мы - кораблестроители» - дети учатся делать кораблики из щепок и бумаги.

«Весеннее путешествие в лес»-дети отправляются на воображаемую прогулку в лес, ориентируясь по предложенному плану или устному описанию.

Дидактические игры

«С какого дерева листок?», «Перелетные птицы» - учить узнавать птиц по описанию, «Веселые классы» - упражнение в прямом и обратном счете», «12 месяцев», «Скажи наоборот» и «Скажи по-другому» - подбор синонимов и антонимов, «Бабушка Водяной» - узнавание на ощупь. :

Возможно это вас заинтересует:

  1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2012 года. Программа рассчитана на 34 часа...
  2. Открытие Недели детской книги - Именины! Именины! - У Володи? Шуры? Нины? У девчонок? У мальчишек? (показывает в зал) - Нет! У детских наших книжек!...


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

«Решение проектной задачи» для учащихся 3-4-х классов

1 этап. Беседа.

Дорогие ребята вам предлагается проектная задача-игра

«Весной снег в городе тает всегда быстрее, чем за городом. Саша предложил свое объяснение этому и сказал, что ему для проверки потребуется лист черной бумаги, лампа и термометр. Какое предположение высказал Саша и какой предмет, требующийся для проверки, он забыл назвать?»

Выполняя ее вы сможете показать много того, чему вы научились в школе. Особенность этой задачи в том, что в ней участвует группа учеников разных возрастов или разных классов. Мы надеемся, что каждый из вас найдет в игре свое место, сможет принести пользу своей группе. Но, чтобы все получилось, в процессе решения этой задачи вам придется договориться о том, какую часть общей задачи будет решать каждый из вас, приходить на помощь друг другу, проявлять умение доказывать свою точку зрения и с пониманием относиться к мнению своих товарищей.

Проектная задача выполняется в два этапа. На первом этапе вы будете готовиться к решению задач, а во втором отправитесь в научную лабораторию, и проведете ряд опытов и сделаете отчет о том, как проходил эксперимент, каковы его результаты. .

Во время проведения исследований вам нужно будет выполнить ряд заданий. Вы можете двигаться от стола к столу, а возможно некоторые задания будете выполнять одновременно, распределив их между собой. Может быть вам будет удобнее работать над содержанием заданий не в той последовательности, в которой они даны. Главное – постараться выполнить работу за отведенное время (80 минут). Между этапами будет перерыв.

Желаем вам показать свои лучшие человеческие качества, а также знания и умения.

На доске две фотографии: 1- дорога в поле на опушке леса и 2 – дорога в городе среди домов.

Рассмотрите эти снимки, которые сделали ребята. Где происходят события? Если бы вы были художниками, какие краски вам понадобились бы больше всего? Почему?

Вы сейчас сидите за столами и к каждому месту приклеены белые и черные кружки. Это команды по 6 человек. Разделитесь на команды по цветам и придумайте название своим командам.

ЗАДАНИЕ № 1

Пред вами карта района Солнцево-парка. Одна группа пойдет в направлении, указанном на маршрутном листе и вы должны проложить на карте этот маршрут. А вторая прокладывает свой маршрут в направлении, указанном на втором маршрутном листе. Первая и вторая группа должны прийти на свой опытный участок и провести там исследование, которое поможет решить нашу задачу.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ – 1

Выйти из здания школы (на карте обозначено звездочкой) , повернуть на северо-восток и пройти 350 м, затем повернуть на юго-восток и пройти еще 350 метров. Далее вы поворачиваете на восток и проходите 250 метров до поворота, свернуть на северо-запад и пройти 100 метров. Перед вами ваш опытный участок.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ -2

Выйти из здания школы, повернуть на юго-запад и пройти 400 метров. Затем повернуть на запад и пройти еще 100 метров. Подойдите к опушке леса около пруда и перед вами ваш опытный участок.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Главное требование к маршруту – это его безопасность. Планируя переход следует избегать препятствий, поскольку именно при их преодолении путешественников подстерегают опасности, кроме того преодоление препятствий требует больших затрат времени, чем их обход по более длинному пути. При планировании маршрута следует внимательно изучить карту местности, а также описания, сделанные теми, кто уже побывал в этих местах. Обращайте внимание на окружение, растительность, дороги, населенность. Соблюдайте правила дорожного движения.

2 этап. Оборудование для эксперимента.

На этом столе лежат предметы, которые вы можете взять для эксперимента.

Оборудование: листы черной и белой бумаги, настольная лампа, термометр, секундомер, песочные часы на 3 минуты

Какие предметы вы выбрали и для чего они понадобятся?

1 пара – засекает время,

2 пара- записывает результаты,

3 пара – определяет температуру.

Определите название профессий, которые занимаются данной работой. (на доске: синоптики, учетчики, тайм менеджер)

Провести эксперимент для ответа на поставленную задачу.

Данные своих опытов занести в лист наблюдений

лист наблюдений

№ исследования

t ° C

в начале

Время проведения (минуты)

t ° C

в конце

Средняя температура (для чистоты исследования)

Этап 4 . Презентация работы 1 и 2 группы.

ИТОГ: Составление вывода- ответа на задачу на основании наблюдений четырех групп.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. АСИНО

Юдина Татьяна Валентиновна

Почему снег в городе тает быстрее , чем в лесу?

Методическая разработка

(План урока по предмету «Окружающий мир» 2 кл.)

Томск 2007

_______________________________________________

© Юдина Т.В., 2007

© СОШ № 1 г. Асино, Томская обл. 2007

© Томский государственный университет, 2007

Тема: Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?

Цель:


  • организация работы детей по отработке простейшего экспериментирования на разных материалах;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание любви к родному краю.

Средства:

- настольная лампа; проигрыватель, запись «Времена года» П.И. Чайковского;

плакат «Зима»; иллюстрации о зиме.

Ход урока.


  1. Оргмомент.
–Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть. Повернулись друг к другу и подарили добрую улыбку, тем самым передавая тепло сердец своих.

II. Этап введения в тему: -Сегодня, когда я шла на работу, долго любовалась тем, что меня окружало. А чем я любовалась, попробуйте отгадать.

А) Загадка: Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

Б) – Что вы знаете о снеге? ( Дети обмениваются своими знаниями)

в) Работа с текстами (прием «ИНСЕРТ»)
- Я предлагаю вам поработать с текстом , но работа будет необычная. В каждом тексте тоже говорится о снеге. Ваша задача: читая текст, отмечать карандашом то, что вы уже знаете (v) и знаком (+) то, что вы узнали что-то новое… А потом поделитесь впечатлениями. Я прошу всех читать внимательно, т.к. у каждой группы свой текст, а …

(текст №1 – 1 группа, текст №2 -2 группа, текст №3 – 3 группа, текст №4 – 4 группа, текст -№5 – 5 группа. См. дополнительный материал.)

III. Отдыхательная пауза: - Прослушайте мелодию так, чтобы вы могли представить картину. Закройте глаза. …(Звучит мелодия) …………………………

Какую картину вы представили? Каким бывает снег? (Ответы детей записываю на доске) .

IV.Этап постановки проблемы: - Вот видите как много вы узнали о снеге. Ответьте на такой вопрос: «Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?»

V. Этап решения проблемы: - Чтобы решить данную проблему, что мы должны сделать?

(Провести наблюдение или какой-то эксперимент.)

А). – Хорошо. Недавно мы ходили на экскурсию и проводили наблюдения за снегом, что новое вы открыли для себя? ….

Можете ли вы доказать эту проблему?

Чем отличается снег в городе от снега в лесу? Почему он грязный?

Как влияет солнышко на снег?

Б). 1 версия. (Проведение опыта: нагревание черной и белой бумаги.)

2 версия. - Я заметила, что у нас во дворе, везде лежит снег , а в одном месте полосой проходит голая земля. Почему?

(Дома обогреваются, под землей проходят трубы теплоцентрали.)

3 версия.

Не так давно мне довелось побывать в гостях, в деревне, и не поверите, там дороги белоснежные, а у нас видно асфальт, в валенках не пройти, тут же ноги становятся сырыми. Почему?

(Дороги посыпают солью и …) (Ответы детей записываю на доске.)

в). Вывод. – В городе весной снег тает быстрее, потому что:

1. Дороги грязно – черные, а черное нагревается быстрее, чем белое.

2. В городе теплее, потому что дома обогреваются , под землей проходят трубы теплоцентрали.

3. Дороги посыпаются солью, шлаком…

VI. Составление «синквейна». (по схеме) Дети работают в группах.

Одна из работ: Снег

Легкий, белый.

Сверкае, падает, летит.

Снег укрыл землю пушистым покрывалом.

Капелька.

VII. Домашнее задание: - Написать рассказ о снеге.

VIII. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке?

Кому понравился урок?

Какое задание вам показалось самым трудным?

Дополнительный материал к уроку:

Текст №1.

Говорят: снег, как одеялом, одел землю. Почему снежный покров сравнивают с одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть землю? Нет, снег не может греть, ты прав. А вот что под снегом теплее, чем над снежным покровом, это действительно так и есть. Если в воздухе тридцать градусов мороза, то под снегом может быть намного меньше. То есть теплее. Почему? Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе , а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают животные, они прячутся под снег. Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег.

Текст №2.

ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ?*

По М. Гумилевской

В городе снега почти не видно. Не успеет он покрыть тротуары и мостовую, как тут же появля­ются дворники со скребками и метлами, снегоубо­рочные машины со своими металлическими лапами. Машины ловко собирают снег, отправляют его на грузовик. Глядишь -а снега уже нет, он вывезен куда-то, подальше от больших людных улиц. Если и залежится где-нибудь снежок, то очень скоро он потеряет свою безупречную белизну, почернеет от копоти и дыма.

То ли дело за городом , в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк! Идёшь по тропинке, а ещё лучше - на лыжах среди деревьев.

Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

Каждая снежинка» каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

Текст №3.

СНЕЖНАЯ ШУБА

По В. Архангельскому

На обширных просторах нашей страны снег лежит долго, с ноября по апрель. Круглый год он бывает в Арктике и на высоких горах, где лежит белой , сверкающей на солнце шапкой. Зато в южных районах тает очень рано, в конце февраля - начале марта уже в полном разгаре весенние полевые работы.

Страшны бывают бураны и снежные метели. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь

Метели нередко заносят рельсы, останавливают движение трамваев и поездов. Тысячи людей выхо­дят с лопатами и метлами убирать снег с путей. На помощь им приходят снегоочистители, которые валят вправо и влево высокие сугробы, очищая рельсы.

Вдоль полотна железной дороги мы ставим деревянные щиты, высаживаем узкой полоской деревья. Особенно хороши ёлочки. Тесно сплетая свои густые вечнозелёные ветви, они живым заслоном встают навстречу снежным заносам.

Но снежная шуба нужна для защиты посевов от холода. Она же помогает бороться с засухой. Хорошо хлебам под снегом! Снаружи стоят холода до 20-30 градусов, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше двух градусов мороза. И такая температура держится всю зиму , до самой весны. А там и солнышко пригреет.

Текст№4.

Если ты живешь в такой местности, где снега выпадает мало, а злой ветер и его уносит в овраги и балки, помогай взрослым расставлять щиты, заставляй снег оставаться на полях.

Весной он растает и увлажнит почву. А придёт осень - и с полей, на которых лежала пушистая подушка снега, соберут богатый урожай.

В суровые, морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари - самые большие птицы наших северных лесов.

Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Он находит себе там разный корм: ростки и листья растений, пауков, зарывшихся в мох, насекомых. А то и ягодкой брусники или клюквы полакомится.

Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зай­чишка. И маленький зверь бурундук спит

Многих людей интересует вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Кстати, правильных ответов на него существует как минимум три.

Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный, нужно разобраться с тем, что же представляет собой сам предмет обсуждения.

Рассматривая снежинки, каждый может заметить, что они состоят из мелких ледяных иголочек, которые слепляются между собой в некую геометрически правильную конструкцию. Почему так происходит - это уже совсем другой вопрос. Сейчас важно уяснить, что снег по своему химическому составу является водой в твёрдом (замёрзшем) состоянии.

Какова температура плавления льда и снега?

Есть и второй важный фактор, необходимый при поиске ответа на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный. Это льда и снега.

Известно, что вода из своего твёрдого состояния в жидкое переходит при 0 градусов по Цельсию. Именно эту точку и взяли для отсчёта при составлении градусной шкалы, которой мы все пользуемся в практической жизни. То есть нет никакого удивительного совпадения в том, что лёд плавится при 0 градусов. Просто учёным было удобно именно эту температуру взять за основную отправную точку. Так же как 100 градусов по Цельсию - не что иное, как (перехода из жидкого в газообразное) той же воды. Иначе говоря, в этот момент происходит образование пара. В общем-то, это и понятно. Ведь вода на Земле - то самое вещество, которое мы можем легко наблюдать во всех трёх состояниях.

Это и пар, идущий из носика чайника, то есть газ. Это и непосредственно вода, то есть жидкость. Это и снег со льдом, то есть твёрдое вещество.

Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

В данном случае важны ещё два фактора. Во-первых, где находится снег - в помещении, изолированном от попадания солнечных лучей, или на открытой местности. Во-вторых, что подразумевать под словом «грязный».

Если считать, что пачкается снег землёй, песком или другими твёрдыми веществами, которые не могут растворяться в воде, то будет один вариант ответа на вопрос о том, какой снег тает быстрее: чистый или грязный. А вот если говорить о смеси снега с растворяемыми веществами, например солями, то ответ будет иной. Происходит это оттого, что соляные растворы имеют более низкую точку замерзания.

То есть снег с примесью соли при 0 градусов начинает плавиться, поскольку в месте соприкосновения происходит смешивание веществ - воды и соли. А соляной раствор может находиться в твёрдом состоянии при температуре несколько ниже, чем 0 градусов.

Теперь всем понятно, для чего лёд на дорогах зимой посыпают солью? Чтобы он подтаял и потерял свою твёрдость и, как следствие, скользкость.

Грязный и чистый снег в комнате

Но допустим, речь идёт не о посыпанном солью снеге, а о том, на который насыпали уголь или землю. Как повлияет этот факт на скорость его плавления?

Если говорить с точки зрения температуры плавления, то никак. Принесённый с улицы в комнату снег чистый и грязный превратится в воду одновременно. Поскольку температура перехода и того и другого из твёрдого состояния в жидкое одна и та же.

Таяние чистого и грязного снега на улице

Но тут возникает вопрос: "Зачем по весне снег, который мешает пешеходам, посыпают песком, землёй? И почему грязный быстрее, чем чистый снег?"

Ответ прост: это происходит по той причине, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, а тёмный - притягивает. Следовательно, грязный снег нагревается быстрее, нежели белый, чистый.

Оказывается, и дворникам нужно хотя бы немного быть знакомыми с азами физики и химии, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ведь не иначе как грамотный уборщик снега придумал посыпать ледяные дорожки солью и песком, дабы скорее и легче привести свой участок в надлежащий порядок.

Осенью детвора и взрослые с нетерпением ждут появления снега, который пышными сугробами накроет грязь и слякоть дорог. Можно будет дни напролет лепить снеговиков и кидаться снежками! Но придет весна и рано или поздно снег растает - вначале в городе, потом в лесу. Почему тает снег, и из-за чего он тает неравномерно?

Что такое снег

Снег - это разновидность осадков, он представляет собой крошечные кристаллики льда, образующиеся в воздухе. Снег образуется, когда микрокапли воды в облаках под действием низкой температуры притягиваются к пылевым частицам и замерзают в сложные симметричные кристаллики, которые падают вниз и растут за счет того, что на них продолжает конденсироваться влага. Замечали ли вы, что снежинки всегда имеют шестиконечную форму? Это из-за того, что структура молекул воды может образовывать только кристаллы с лучами, расположенными под углом 60° или 120° друг к другу. Главный кристалл в форме шестиугольника обрастает маленькими шестиугольничками, так и получаются снежинки, которые мы просто называем снегом.

Когда начинает таять снег

Из школьного курса физики всем нам известно, при какой температуре тает снег: Снег начинает таять, когда температура воздуха поднимается выше 0° С. Но в природе снег может испаряться даже при отрицательной температуре. Когда вода из твердого состояния переходит в газообразное, минуя стадию жидкости, это называют возгонкой, и вероятность такого явления повышается под действием яркого солнечного света. Известно ли вам, какой снег быстрее тает? Грязный снег тает быстрее, чем чистый. Грязь снижает светоотражающие свойства снега и нагревается под действием солнечных лучей, заставляя снег таять. Вот почему в городе снег тает быстрее, чем в поле. В поле снег тает быстрее, чем в лесу. Так происходит из-за того, что в лесу солнце меньше пробивается сквозь кроны деревьев, поэтому температура в лесу ниже, чем в поле и снег может лежать, не растаяв, довольно долго.

Поможет ли соль растаять снегу? На самом деле, соль не топит снег, она разрушает лед. Когда соль попадает на лед, он диффундирует, при этом процессе лед сначала охлаждается, а потом возвращается к температуре окружающей среды, но при этом уже превращается в соленую воду. При этом внешне кажется, будто соль разъедает лед. Таким образом, получается, что это лишь иллюзия. Как вывод можно сказать, что в природе снег тает в основном потому, что со сменой сезонов происходит изменение температурного режима.

просмотров