Шемогодская резьба по бересте. Возрождение старинных ремесел. Береста Инструменты для резьбы по бересте

Шемогодская резьба по бересте. Возрождение старинных ремесел. Береста Инструменты для резьбы по бересте

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?

Во-первых, это конечно же нож-косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож-перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:


Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:


Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:


Получается довольно четкий оттиск:


Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:


Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:


Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:


Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:


Красивый оттиск-пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:


Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Но, хватит о грустном...

Давайте лучше поговорим об очень интересном и редком промысле - о прорезной бересте.

Очерк: "Прикосновение к бересте"

Речка Шемокса, приток Северной Двины, не спеша течет мимо березовых рощ и еловых перелесков по зеленым заливным лугам. Переливаются солнечные блики на спокойной воде, отражаются в ней высокие травы над сонными заводями. Смотрятся в эти глубокие зеркальные омуты потемневшие от времени крепкие избы деревень с резными коньками на крышах, кружевными наличниками на окнах. Здешние жители испокон веков владели столярным и плотничьим мастерством. Но особую славу им принесло умение вырезать из бересты украшающий орнамент. Шемогодские резчики, в совершенстве владея прорезной техникой, создавали из берестяной коры тончайшее кружево.

Почему возник этот художественный промысел именно на берегах речки Шемоксы? Исследователи северных народных ремесел не дают точного ответа. Но с уверенностью можно утверждать, что близость Великого Устюга имела большое значение для зарождения и развития шемогодокой резьбы.

Великий Устюг, расположенный на широкой торговой реке, издревле привлекал внимание иностранных купцов как удобный перевалочный и торговый пункт. Отсюда шли товары на Москву и на Белое море, в Сибирь и в далекий Китай. Уже в 1618 году в Великом Устюге жили англичане и голландцы, основавшие на Сухоне свои торговые конторы. Для украшения церквей и соборов в этот старинный город приезжали лучшие мастера и художники. Здесь развилось финифтяное, филигранное и чеканное дело, производство поливных изразцов, «просечное железо» и черневая работа по серебру - «северная чернь».

«Просечное железо», до сих пор встречающееся в древних строениях Великого Устюга, имеет орнамент, очень схожий с узорами старинной шемогодской резьбы. Это дает основание думать, что в очень далекие годы неведомый мастер, случайно может быть, захотел попробовать свое искусство на другом материале, который был в изобилии под рукой, а именно - на бересте. Опыт оказался удачным. И берестяное кружево стало употребляться в качестве декоративного материала, главным образом для оклейки шкатулок.

А Великий Устюг издавна славился шкатулочным производством. Местные шкатулки, обитые «морозом по жести», находили отличный сбыт по всей России и в восточных странах. Делали их главным образом на Шемоксе, а «морозом» обивали в Великом Устюге, где жили мастера, умевшие покрывать жесть узором, похожим на те, какие бывают зимой от мороза на окнах. Отсюда и пошло название «мороз по жести».

Естественно, что резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окруженной березовыми лесами, и начал работать первый резчик. Отсюда по имени речки Шемоксы и установилось название шемогодской резьбы.

Можно безошибочно назвать и фамилию первого мастера. Это был Вепрев. Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. После революции в шемогодской промартели состояло девяносто резчиков и все они носили одну фамилию - Вепревы.

Нужно отметить, что шемогодские шкатулки до революции были более известны в Париже и Нью-Йорке, чем в Петербурге и в Москве. Парижанки в шемогодских шкатулках хранили перчатки, американцы держали сигары и табак. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году рукодельные берестяные изделия шемогодского мастера Ивана Афанасьевича Вепрева были удостоены диплома и медали с отличием. А на Всероссийской выставке в Москве он получил золотую медаль. Славу Ивана Афанасьевича Вепрева унаследовали его сын Александр Иванович Вепрев и ученики Николай Васильевич и Серафима Вепревы.

Было время, когда шемогодцы, чтобы сделать шкатулки наряднее, подкладывали под берестяное кружево фольгу. Она придала легкость и прозрачность изделиям, как бы оживляла букетный узор отсветом непотухающего огня. Но в то же время фольга придавала изделию игрушечный вид, удешевляла художественную резьбу. Может быть, поэтому лучшие шемогодские мастера не пошли по этому пути. Иван Афанасьевич Вепрев вообще избегал применять фольгу, предпочитая для своей резьбы простой темный матовый фон, отчего берестяное кружево приобретало большую художественную выразительность и благородство.

В начале 60-х годов шемогодскую артель объединили с местной мебельной фабрикой. А потом берестяную продукцию совсем сняли с производства: говорят, она не находила широкого спроса. Казалось, что народное искусство, которое развивалось долгое время, вот-вот погибнет...

Так рассказывала мне одна из старейших мастериц шемогодской резьбы Александра Егоровна Маркова, полная, круглолицая женщина с характерным для северянок быстрым окатным говором. Александра Егоровна училась ремеслу еще в годы войны у Анны Алексеевны Рядовиковой, перенявшей в свое время мастерство у Вепревых.

Во время войны резьбой занимались мало, украшали в основном школьные пеналы, - говорила Александра Егоровна. - А после войны мастеров вовсе поубавилось, да и жизнь пошла другая. Многие совсем отошли от ремесла.

Маркова вышла замуж, переехала в Великий Устюг, долгое время работала в детском саду. Но мастерство не забывалось. Так уж случается, что по разным жизненным обстоятельствам мастер может расстаться с ремеслом, воспринятым в юности. Но память хранит в своих кладовых приемы рисунка, резьбы, многие другие маленькие тайны. И рука не забывает приобретенных когда-то навыков.

Так случилось и с Александрой Егоровной. В свободное время ее тянуло к резьбе, и она изводила давний запас бересты на туески, кружки, шкатулки. Делала их для себя, дарила подругам, любителям народного искусства. Постепенно ее мастерство заметили, появились заказы для выставок, музеев, частных коллекций. В конце 60-х годов Маркова стала работать в Кузине, где на механическом заводе открыли цех шемогодской резьбы, а вскоре ее пригласили наладить производство шкатулок на Великоустюжской фабрике художественных кистей. Заглохший было промысел стал понемногу возрождаться.

Терпкий запах дерева и бересты наполнял помещение, вызывая в памяти картину жаркого летнего дня, когда пронизанные солнцем, полные соков березы пахнут особенно остро и пряно. Мягко стучат по дереву (молоточки - это в дальнем конце цеха собирают шкатулки. За столами, расставленными вдоль окон, сосредоточенно работают девушки. Перед каждой мастерицей - стопка берестяных полосок-ленточек. С одной стороны они матовые, бархатистые, бело-розовые, с другой - блестящие, темно-желтые. Еле заметные выпуклые «иголки» не портят отшлифованной поверхности ленты. Это основной материал для берестяного кружева. Тут же нехитрый инструмент: притуплённое шило, циркуль, линейка, короткое острое лезвие ножа на длинной деревянной рукоятке и гладкая буковая досочка размером с тетрадочную страничку.

Ассортимент современных шемогодских изделий главным образом сводится к шкатулкам разных размеров и форм, - пояснила Маркова. - Основной рисунок резьбы мы располагаем на боковой части шкатулки. Она и диктует резчику орнамент узора, обязательно включаемого в рамку бордюра. Это придает орнаменту строгую законченность.

Александра Егоровна кладет одну из берестяных полосок на доску, берет шило и мягко касается им центра ленты. Под ее рукой возникает извилистая линия - главный стебель. И вот уже на нем вырастает первый трехлистник, второй, третий... Плавные, округлые стебли с расходящимися в стороны веточками, постепенно оплетают поверхность берестяной ленты, выявляя контур будущего узора.

Мастерица не имеет перед собой готового образца. Она не срисовывает и не копирует, а создает орнамент, который помнит всю жизнь.

У шемогодской резьбы исторически сложились три вида орнамента, - не прерывая работы, объясняет Александра Егоровна, - растительный, мы еще называем его «букет», геометрический и жанровый. Наиболее любим у нас «букет».

Отчеркнув с помощью линейки бордюр и разбросав штрихи-тычинки в цветах, прожилки в листьях, мастерица откладывает шило и берет в руки резец. Ловко, ухватисто держит она длинную рукоять ножа. Резец точно касается известных только мастерице мест, вынимает бересту крошечными кусочками, постепенно превращая березовую кору в затейливое кружево.

Вот под быстрой и уверенной рукой мастерицы возникают листья какого-то фантастического растения, похожего не то на калину, не то на дикий виноград, которые неожиданно переходят в стебель повилики. Я стремлюсь проследить пышное разветвление стебля, а он еще неожиданнее заканчивается цветами, похожими на васильки. Вглядываюсь в резьбу работающих рядом девушек и узнаю подснежники, колокольчики, папоротник. И у всех растительный орнамент отличается стройным развитием композиции, правильной планировкой и симметричностью повторений отдельных элементов цветка.

У каждой мастерицы основным мотивом является волнистый побег с полными, круглыми, повторяющимися завитками. Среди этих завитков мастерица, используя каждый сантиметр свободной площади, располагает в причудливой листве розетки, гроздья, подобия плодов. Волнообразный, с завитками побег имеет множество вариантов, но все они отличаются правильностью сложного рисунка, четким свободным очертанием листьев и цветов.

У каждой девушки свой почерк, - поясняет Александра Егоровна. - Вот эти свежие мальвы любит резать Галина Вологдина, а эти пышные подсолнухи выполняет Люда Баженова - ее руку сразу узнаешь, ни с какой другой не спутаешь.

Дивное берестяное кружево растет прямо на глазах. Мастерицы ведут резьбу уверенно и быстро, держа рисунок в памяти. В их работе много маленьких секретов. Важно правильно держать нож, под определенным углом, чтобы срез был наклонным. Тогда фактура бересты украсит рисунок, а чтобы срез был одинаково ровным, нужно выработать определенную силу нажима. Самое трудное в работе - разводка. Хороший глазомер мастерице нужен, чтобы в рисунке было равновесие, чтобы ничего не выпадало и не перегружало его.

Валентина Усачева и Людмила Мелехина предпочитают резать геометрический орнамент. Они вырезают крышечки, в которых основную орнаментальную роль играет богато расчлененный круг. Украшение строится вокруг этого центрального мотива. Треугольники, ромбы, круги лучами расходятся от центра окружности.

Круг вошел в шемогодскую резьбу как древний языческий символ солнца. Со временем он видоизменился в розетку с многочисленными вариантами и сделался любимым мотивом шемогодской резьбы. Различные виды шкатулок, например овальная чайница, заставили резчиков искать новые формы круга. Так родился эллипс, открывший перед мастерицами новые пути к созданию орнамента.

Принято считать, что старые шемогодские мастера в основном резали трехлистники с отделочной каймой, но некоторые особо талантливые резчики занимались и жанровым, силуэтным рисунком, украшая шкатулки изображением сценок охоты, масленицы, вводя в них фигуры людей, птиц, оленей, лошадей. Характерной чертой этой резьбы было редкое умение вмещать задуманный образ в отведенный участок площади бересты и стилистически сочетать его с общим узором резьбы.

Профильное изображение птиц и зверей у шемогодских мастеров всегда очень выразительно. Один из лучших шемогодских мастеров, Николай Васильевич Вепрев, любил украшать шкатулки сюжетными орнаментами.

Сейчас берестяные шкатулки с сюжетной резьбой собирают в основном для выставок. Мастерица Татьяна Вязова создала на бересте панораму Великого Устюга, широко известны сказочные сюжеты Марковой.

Береста, она, знаете, тоже с характером, - продолжает свой рассказ Александра Егоровна. - По мягкой легко резать, по твердой и слоистой - труднее: края задираются, чистоты фона и тонкости уже не будет. Вот почему не последнее дело - заготовка сырья. Каждый год, в начале июня, получив разрешение у лесничего, мы все вместе едем в лес. Выбираем березы не старше пятнадцати лет, обязательно в смешанном лесу. Снежно-белая, пахнущая березовым соком кора снимается легко. Только чуть надрежешь сверху вниз ствол - и готово. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Потом бересту просушиваем в тени, прессуем, шкурим, сглаживаем. Только после этого выкраиваем нужных размеров заготовки для шкатулок, туесов, зеркальных рам...

Мне хотелось проследить до конца, как делается берестяная шкатулка. Когда кружево для нее готово, мастерица вырезает на концах ленты «замок» и, аккуратно промазав его клеем, прикрепляет к подтемненному морилкой берестяному фону. Потом подкраивает нутрецо, тоже из бересты, и, соединив все три слоя вместе, натягивает их на сулаги, как здесь называют деревянные болванки. Немного подсушивают, потом загибают края, потом опять сушат. Когда береста примет форму шкатулки, сулаги снимают, а вместо них вставляют донышко и крышку, предварительно отшкурив их и отлакировав. Осталось только приклеить на крышку кружевной берестяной кружочек - и шкатулка готова.

В мастерской на гладко оструганных деревянных полках хранятся папки с эскизами, шкатулки разных цветов и размеров, берестяные туеса, деревянные поделки, сувенирные лапти, плетеные табакерки...

Я беру с полки светло-палевый, теплый на ощупь сундучок, плотно затянутый кремовым берестяным кружевом. Вглядываюсь в крышку шкатулки и вижу - кучер погоняет лошадей, и мчится, мчится тройка, взвихряя снежную пыль...

Е. Фролова

А еще у меня есть Красочная книга,

В ней информация обо всех сохранившихся промыслах нашей области, краткая, но очень красочная. Вот так представлена Береста.

Хочется верить, что Шемогодская резьба не исчезнет, как промысел, и новые работы мастеров будут радовать нас еще долго-долго..

Всем удачи и творческого вдохновения!!!

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...

mamlas wrote in November 12th, 2014

По теме: | / Новое слово на бересте | | |

Шемогодская береста

Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой березовой коры и изготовлением из нее шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

~~~~~~~~~~~



Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.
В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.


Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.
Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.
Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".
Техника шемогодской резьбы использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.
При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.
Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX-начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента - того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.


В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой. Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.

«Славянская культура»

просмотров