Фотопечать на натяжных потолка. Альтернативные способы печати Способ нерезкой маски

Фотопечать на натяжных потолка. Альтернативные способы печати Способ нерезкой маски

Если вы уже читали , то вы уже знаете, что существует 2 основных вида оборудования для печати изображений на скинали: широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами на виниловой пленке и УП-печать. Изображения для интерьера печатают с разрешением 1140 dpi (точек на дюйм). Рассмотрим эти способы печати подробнее.

Широкоформатная фотопечать сольвентными чернилами

Это один из самых распространенных видов широкоформатной печати. Печать происходит на широкоформатных принтерах (плоттерах) с использованием чернил на основе растворителя – сольвента. Принцип печати таких плоттеров практически не отличается от обычных бытовых струйных принтеров. Широкоформатные плоттеры позволяют печатать на рулонных материалах разной ширины (зависит от модели плоттера), таких как виниловая пленка, баннерное полотно, холсты и т.д. Максимальная ширина широкоформатной печати может достигать 3200 мм.

Качество фотопечати при использовании сольвентных чернил зависит от качества используемых расходных материалов и даже от модели самого печатающего плоттера, но в большинстве случаев его достаточно для печати изображений на скинали.

К плюсам широкоформатной печати сольвентными чернилами можно отнести:

  1. Относительно, недорогое оборудование и низкая себестоимость печати;
  2. Высокое качество и устойчивость печати.

Минусом сольвентных чернил является их токсичность. Чтобы изображение было более устойчивым к внешним воздействиям, для растворения красящих пигментов используется агрессивный растворитель (сольвент) в состав которого входит циклогексанон – очень токсичный компонент, который опасен для человека и окружающей среды. Кроме того, чернила и напечатанное изображение имеют специфический запах (после ламинации практически не чувствуется). Сейчас существует несколько разновидностей экосольвентных чернил, которые отличаются уровнем токсичности:

  1. Чернила на основе жесткого сольвента;
  2. Низкосольвентные чернила;
  3. Экосольвентные чернила;
  4. Биосольвентные чернила.

Первые два типа чернил являются самыми токсичными и напечатанные ими изображения рекомендуется использовать только для наружного применения (например, в наружной рекламе), но на практике их часто используют и для интерьерной печати. Чем меньше содержание токсичных веществ, тем хуже (теоретически) качество и устойчивость напечатанных изображений, на практике отличия не всегда заметны и не критичны.

При использовании плоттеров на сольвентных чернилах (кроме биосольвентных) нужно соблюдать меры по технике безопасности: в помещении обязательно должна быть установлена вентиляция, а работники должны использовать средства защиты дыхательных путей.

Для печати изображений на скинали, чаще всего используются экосольвентные чернила либо УФ-печать.

УФ-печать

УФ-печать — это печать специальными дисперсными чернилами, которые застывают под воздействием ультрафиолетового излучения. Технология УФ-печати позволяет печатать не только на рулонных материалах, как сольвентные принтеры, но и на твердых листовых материалах, таких как пластик, стекло, керамика и т.д.

Использование УФ-печати для прямой печати значительно упрощает процесс изготовления скинали панелей, но у этого способа печати также есть свои особенности, положительные и отрицательные свойства.

По сравнению с сольвентной фотопечатью, УФ немного уступает по качеству напечатанных изображений: минимальный размер напечатанной точки (пикселя) у УФ-чернил больше, за счет чего общее разрешение напечатанного изображения уменьшается.

Огромным плюсом УФ-печати, как уже написано выше, является возможность прямой печати, что позволяет значительно упростить процесс изготовления скинали и кухонных фартуков. Также УФ-печать дает возможность печатать белым цветым, что также является весомым плюсом данной технологии.

Кстати, для лучшего сцепления краски с поверхностью стекла и увеличения устойчивости напечатанного изображения, перед печатью желательно использовать специальный грунт (он же праймер), который увеличивает адгезию (сцепляемость) стекла и чернил, а после можно покрыть печать лаком.

Как наносится изображение на скинали

С прямой УФ-печатью на стекле и других материалах все понятно, с нанесением изображения на пленке немного сложнее.

При использовании пластика, МДФ и других материалов, кроме стекла, изображение печатается в фотокачестве на белой самоклеящейся виниловой пленке и просто наклеивается на основу. Для увеличения срока службы, изображение лучше заламинировать. Такой способ применяют при изготовлении недорогих скинали.

При использовании стекла, процесс нанесения изображений немного отличается и зависит от типа используемого стекла. Если в качестве основы для скинали используется обычное либо закаленное стекло, то изображение печатается в зеркальном отражении на прозрачной пленке, которая ламинируется белой пленкой, которая дополняет изображение белым цветом, т.к. он теряется при печати на прозрачной пленке, а также выполняет защитную функцию. Затем пленка с напечатнным изображением наклеивается на заднюю сторону стекла. Если нужно сделать, чтобы скинали из стекла была прозрачной, то белую пленку приклеивать не нужно, но для таких целей лучше использовать прямую УФ-печать на стекле.

Вручную ровно и без воздушных пузырей наклеить пленку с изображением практически невозможно, поэтому обычно используется специальное оборудование.

Для переноса изображений на стекло триплекс часто наклеивают пленку с изображением как описано выше, но лучше и надежнее помещать напечатанное изображение внутрь триплекса при его изготовлении, правда при этом стоимость конечного изделия заметно увеличивается.

Не нужно забывать, что качество печати скинали зависит не столько от способа печати и оборудования, сколько от качества самого изображения. О требованиях к изображениям и необходимом количестве мегапикселей для печати качественного изображения читайте .

Украшенные рисунками фасады шкафов, перегородки и настенные панели можно встретить в разных стилях интерьера: модерн, кантри, фьюжн… Фотопечать на стекле отличает высокая детализация, богатая цветопередача, яркость, глубина оттенков.

Усовершенствованные методики «рисования» расширили область применения стеклянного декора, обогатили ассортимент материалов и сделали процесс более бюджетным. Стало возможным нанести рисунок даже на утолщенные материалы с рельефной поверхностью.

Фотопечать на стекле или прозрачной пленке используют в производстве:

  • декора для дверей, потолков, лестниц, межкомнатных и душевых перегородок;
  • мебели - делают прозрачные или непросвечивающиеся вставки, накладки;
  • украшений для светильников, столешниц, кухонных фартуков;
  • сувенирной продукции, посуды, прозрачных картин.

Чаще всего фотопечать применяют на дверцах шкафов и кухонных фартуках

6 преимуществ фотопечати

Есть минимум шесть причин популярности фотопечати на стекле:

  1. Нет ограничений по рельефности поверхностного слоя - можно получать объемные, реалистичные эффекты.
  2. Изображения устойчивы к деформации, механическим воздействиям, солнечным лучам (если используются УФ-методы), не боится перепадов температур.
  3. Большое разнообразие визуальных решений - доступны варианты от собственного фото до имитации витражей, природных фактур.
  4. Универсальная технология позволяет создавать сложные рисунки (например, с градиентным переходом цвета) на разных поверхностях;
  5. Печать на стекле или прозрачной пленке обходится дешевле по сравнению с другими вариантами создания оригинального декора.
  6. Нанесение рисунков не занимает много времени.

Виды стекла

Оборудование и технологии фотопечати на стекле сочетаются с разными материалами. Производители используют:

  • матовую основу: непросвечивающий слой - защита от любопытных глаз, поверхность не бликует;
  • триплекс - многослойная основа, придающая рисунку объемность и предохраняющая его от порчи, царапин (декоративный слой находится между двумя стеклянными);
  • флоат - прозрачный, тонированный по массе материал толщиной 0,4-25 мм со сверхгладкой поверхностью и оптическими параметрами, исключающими искажение графики;
  • оптивайт - осветленная разновидность материала, сохраняет цветопередачу на 100 %, не искажая оттенка;
  • акрил (оргстекло) - доступный, практичный и легкий синтетический материал;
  • окрашенную массу - в состав добавляют красители, обрабатывая его по флоат-технологии или вытягивая вертикально;
  • лакобель - транспарентная влагостойкая основа, с одной стороны покрытая слоем лака/краски из палитры Lacobel;
  • зеркала.
Стандартное толстое стекло требует цветокоррекции. Зеленоватый оттенок искажает краски изображений. Проблему решает использование оптивайта, лишенного этого недостатка.

Плоттер наносит изображение на оргстекло

Обзор технологий

Существует три основных технологии фотопечати на стеклянной основе:

  • прямая, принтерная - материал обрабатывают подготовительными праймерами, наносят декор, закрепляют результат лампами ультрафиолета - поверхность сохраняет свой вид и яркость цвета долгое время;
  • пленочная - декоративный слой наносят на пленку, прикрепленную полимерными клеями к основе;
  • триплекс - пленку с декором помещают между двумя стеклянными слоями, надежно защищающими ее от повреждений.

Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Триплексы легко вставлять в двери, перегородки, лестничные ограждения. Они дают двусторонний обзор. Пленку проще заменить, если декор надоест, но она ненадежна.

Прямая УФ-технология - лучший метод, потому что:

  • сочетается с листами толщиной до 50 мм;
  • допускает использование белого цвета без потери качества изображения;
  • рисунок устойчив к химическим веществам, истиранию, влаге;
  • линии четкие, детализированные, а оттенки насыщенные;
  • отличается высокой скоростью и простотой работы.

Стоимость стеклянного декора зависит от площади/размера предмета, разрешения изображения, применяемого материала. Увеличивают цену дополнительные опции: создание эскиза, постпечатная обработка, установка креплений, подсветки. Ускоренное изготовление также обходится дороже.

Триплекс считается самой надежной технологией - рисунок держится годами

Прозрачная пленка с фотопечатным рисунком

Прозрачные пленки удобны, если к изображениям не предъявляют повышенных эксплуатационных требований. Декорированную основу наносят на мебельные фасады, вертикальные поверхности, шкафы-купе. Обязательное требование - стопроцентная прозрачность печатного слоя.

Основу наклеивают на стекла с изнаночной стороны (для защиты рисунка). После наклеивания принта изделие нужно выдержать сутки, а затем нанести второй слой белой пленки. Матовые пленки дают лучший результат, легко «прикатываются», но прочность у них меньше.

Как работает ультрафиолетовый принтер?

УФ-методы печати сегодня применяют чаще прочих благодаря их простоте, скорости, практичности. Как и в интерьерной печати , для этого используют широкоформатные принтеры/плоттеры и специализированные краски. Сольвентные чернила проникают вглубь стекол, не растекаясь, а ультрафиолетовые - затвердевают на поверхности под воздействием УФ-лучей.

Благодаря полимеризующимся краскам , изображения передаются с фотографической точностью. Перед работой поверхность подготавливают:

  • очищают от пыли;
  • полируют и обезжиривают;
  • обрабатывают праймерами для улучшения адгезии.

Размеры капель в прогрессивных печатающих головках регулируются. Принтер работает с шестицветной схемой, отчего рисунок выглядит реалистично. Принцип работы аналогичен струйной печати. Встроенные УФ-лампы фиксируют картинку. Дополнительную прочность поверхности придает постобработка лаками.

УФ-принтер для широкоформатной печати на стекле

Технология скинали

Распространенная область применения УФ-печати - изготовление стеклянных кухонных фартуков (скинали). Это удачная альтернатива керамическим поверхностям, которые более хрупки и выгорают со временем. Фартуки-скинали защищают стены от грязи, жира, легко моются, долговечны.

Технология изготовления скинали: стекло толщиной 6 мм закаливают для прочности и безопасности, делают вырезы под крепежи, розетки. Изображение наносится с изнаночной стороны и не подвергается механическим воздействиям. Используются термоустойчивые краски, поэтому размещенная рядом плита не будет проблемой.

С помощью скинали можно получить яркий интерьер

Студии дизайна предлагают целые каталоги с изображениями для скинали, разрабатывают индивидуальные макеты. Можно подобрать рисунки самостоятельно.

Больше о производстве скинали можно узнать из этого видеоролика:

Итоги

  • Фотопечать - способ украсить мебель и элементы интерьера изображением по собственному вкусу.
  • Для печати используют прозрачные, матовые, многослойные, фактурные стекла, акрил, оптивайт, зеркала.
  • Наиболее прогрессивная технология - ультрафиолетовая печать сольвентными или ультрафиолетовыми чернилами, пленки менее практичны.

0.0085999965667725

Сущность технологии фотопечати

Технология фотопечати позволяет нанести полноцветное изображение на всю поверхность покрываемого материала или его определенную часть. В настоящий момент используется несколько техник этого способа декорирования.

Фотопечать на пленке - нанесение изображения на полимерную пленку, которая потом прикрепляется к необходимой поверхности. Данный метод декорирования широко используется в оформлении витрин и средств наружной рекламы. Широкоформатная печать позволяет изготавливать различные изображения любых размеров.

Рис. 1. Технология фотопечати очень популярна для украшений скинали

Фотопечать прямым методом осуществляется с помощью УФ-принтера. Он заправляется специальными чернилами, которые методом струйной печати равномерно ложатся на поверхность материала и полимеризуются под воздействием ультрафиолетового излучения, образуя прочное и крепкое покрытие. Готовое изображение часто покрывается защитным листом стекла или слоем лака.

Для получения иллюзии псевдовитража фотопечать нужно нанести на обработанную пескоструем поверхность стекла. В результате изображение получается полупрозрачным, а фон - матовым.

Широкоформатные полутоновые УФ-принтеры выдают фотоотпечатки цифровых изображений. Получаемое на выходе изображение состоит из непрерывных цветовых переходов. Современные принтеры имеют крупногабаритные размеры. По способу подачи материала в печатную зону существуют принтеры рулонные, гибридные, планшетные и комбинированные. Такие станки позволяют наносить фотоорнамент на жесткий листовой материал шириной 1,8-2 м, толщиной до 5 см и неограниченной длины.

Рис. 2. Технология фотопечати позволяет оформлять поверхности реалистичными,
насыщенными по цвету изображениями

Существует два способа нанесения изображения на стеклянную поверхность:

  1. Фотопечать на внутренней стороне материла. При этом наружная часть стекла получается глянцевой, а само изображение покрывается защитной пленкой.
  2. Печать на внешней стороне стекла. При этой технологии краска наносится на лицевую часть стекла, а пленка клеится на его внутреннюю сторону.

Материалы, необходимые при технологии фотопечати

В технологии фотопечати используются полимерные краски, которые устойчивы к агрессивному внешнему воздействию. Химико-физический состав красок не позволяет каплям растекаться по поверхности. Уникальные свойства чернил допускают наносить их на любую твердую поверхность: акриловое и гнутое стекло, монолитный поликарбонат, ДСП, металл, зеркало и др.

Под воздействием ультрафиолета чернила моментально застывают и прочно сцепляются с материалом. Такие краски устойчивы к воде и растворителям, не содержат вредных испарений, не имеют запаха и не подвержены возгоранию. Для лучшей адгезии красок перед нанесением фотоизображения на материал поверхность основы обрабатывается специальным химическим реагентом – праймером.

Для нанесения фотопечати на стеклянную поверхность можно применять любые стекла: глянцевые, полупрозрачные, матовые, тонированные, зеркала и пр. Использование обычного стекла придает фотоизображению зеленоватый оттенок; а его осветленный тип (оптивайт) не искажает цветопередачу. Матовое стекло и полупрозрачное фотоизображение создают иллюзию псевдовитража.

Фотоизображение, нанесенное на стекло с двух сторон, создает 3D – эффект.

Важная информация о технологии фотопечати

Для перенесения изображения на твердую поверхность с помощью технологии фотопечати необходимо использовать только качественные картинки – оригиналы, имеющие высокое разрешение. Для печати не годятся мутные, засвеченные и маленькие фотографии, так как при их близком рассмотрении заметна зернистость, что при многократном увеличении повлияет на четкость изображения.

Высокие требования к разрешению исходной картинки предъявляются из-за расстояния зрительного восприятия рисунка. Человеческий глаз воспринимает изображение досконально при разрешении 300 dpi. Поэтому, картинки размером 10х15 см (с разрешением 1200х1800 пикселей) и 20-30 см (с разрешением 2400х3600 пикселей) прекрасно подойдут для качественной фотопечати.

Рис. 3. Благодаря технологии фотопечати можно выбрать для украшения дома или офиса любое понравившееся изображение

Фотовитраж на любой поверхности очень прост в уходе. Его достаточно протирать мягкой тканью с мыльным раствором без применения щелочных и абразивных средств.

Очень эффектно выглядят фоторисунки с подсветкой. Независимо от материала-основы и степени освещения стойкость печатного цветного изображения сохраняется на протяжении 75 лет, а черно-белого – 100 лет.

Преимущества и недостатки технологии фотопечати

Технология фотопечати имеет неоспоримые преимущества:

  • возможность нанесения любого рисунка на всю плоскость материала;
  • высокая прочность закрепления фотоизображения на основе;
  • длительный срок эксплуатации изделия с фотокартинкой (фотопечать УФ-принтером долговечнее пленочной);
  • устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды;
  • стойкость красящих веществ.

Недостатки технологии фотопечати:

  • жесткие требования к высокому разрешению изображения;
  • художественная ценность фоторисунка ниже авторской росписи.

Пленочный витраж, нанесенный на стекло, служит дополнительной защитой при деформации стеклянного полотна, но его срок службы более короткий. С течением времени пленка начинает выцветать, коробиться и отслаиваться. При повреждении отдельной части композиции необходима замена всего изображения.

Фотопечать на тыльной стороне стекла обладает высокой стойкостью к внешним воздействиям, так как рисунок защищен с двух сторон защитной пленкой и стеклом. Изображение с лицевой стороны стекла подвержено механическим повреждениям и износу, поэтому обычно наружная сторона покрывается дополнительным слоем лака.

Стоимость изделия, выполненного по технологии фотопечати

зависит от следующих критериев:

  • площадь декорируемой части изделия;
  • способ фотопечати;
  • количество цветов и качество красок;
  • цифровая обработка изображения;
  • дополнительные методы обработки стекла.

Фотопечать в нашей студии

Благодаря мастерству наших специалистов, любой предмет интерьера с фотопечатью от нашей студии станет настоящим произведением искусства. Оригинальные идеи художников внесут в Ваш быт неподражаемый дизайн и «оживят» помещение.

Давайте раз и навсегда поставим точку в спорах о том, что, де, без
фотошопа было чистое искусство, фотографии вообще не обрабатывались,
ничего с ними не делалось, а печатали их "как есть", что все дело
только в съемке, а кто не снял как следует и вздумал потом фотографию
обработать, тот не фотограф, а мошенник и трюкач. Для этого почитаем
вот такую вот статью Игоря Ильинского о холокопии и той самой
знаменитой unsharp mask (нерезкой маске), но только не в фотошопе,
а в темной комнате за увеличителем. И таких приемов там просто масса.
Некоторые из них упоминаются в статье. Это то, чем реально пользовались
и пользуются профи в лабораториях.

Получение качественного отпечатка с чёрно-белого негатива требует выполнения
целого ряда условий, основным из которых является правильный подбор фотобумаги.
Известно бытующее среди фотографов требование на зтот счёт: контрастный нега­тив
требует для печати мягкой по контрастности фотобумаги, а мягкий, наоборот,
контрастной.

Методы нерезкой маски и холокопии

В статье «Чёрно-белая печать без секретов» (ФМ № 5, 6"02) было
уточнено это требование, исключающее субъ-ективизм как при оценке контраста
негатива, так и при выборе фотобумаги для него. В статье было указано условие
(выведенное на основе сенситометрического метода как наи­более объективного),
позволяющее из большого ассортимен­та чёрно-белых фотобумаг выбрать именно ту,
которая наилуч­шим образом подходит к конкретному негативу. Таким усло­вием
является соответствие контраста негатива, численно вы­раженное интервалом его
оптических плотностей (ΔD H), кон­трасту используемой фотобумаги,
выраженному интервалом её полезных экспозиций (L ф/б). Это
соответствие, характеризую­щее правильность подбора фотобумаги к негативу,
выражает­ся известным равенством: ΔD н = L ф/б. В
статье указывалось также, как определить численное значение ΔD H
негатива и найти интервал L ф/б фотобумаги. Сенситометрический способ
подбора фотобумаги к негативу является наиболее правильным, теоретически
обоснованным и практически проверенным. В большинстве случаев он даёт хоро­шие
результаты, позволяя получить вполне качественный с техни­ческой точки зрения
отпечаток.

ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК. КАКОВ ОН?

Одним из критериев высокого технического качества снимка является позитивное
изображение, света которого имеют максимальную деталированность (например,
хорошо вос­произведена мелкая фактура светлой ткани, светлого меха и т. д.) и
переданы чистым, почти белым тоном. Глубокие тени хороше­го снимка, при наличии
деталей в них, наоборот, должны быть пе­реданы плотностями, близкими к
максимально возможному по­чернению используемой фотобумаги. Естественно, должны
быть проработаны детали и в полутонах снимка. Для иллюстрации сказанного
рассмотрим снимки, представ­ленные на фото 1а, б. Отпечаток на фото 1а можно
считать более удачным, поскольку при хорошей деталированности его градация
максимальна, она соответствует возможностям используемой фо­тобумаги, т. е. на
отпечатке есть как чистые, почти белые тона (участки кожи на лице, теле), так и
почти чёрные (ткань). От ис­пользования полной градации тонов отпечаток как бы
серебрит­ся, «звенит». Отпечаток на фото 1б имеет невысокое
качество. При нали­чии деталей в светах, тенях и полутонах он воспринимается тем
не менее серым и тусклым. Причина этого - неполное использо­вание градационных
возможностей фотобумаги, т. к. для печати была выбрана фотобумага, не
соответствующая негативу по конт­растности. Отпечаток снимка был выполнен на
мягкой фотобума­ге, у которой интервал полезных экспозиций значительно превы­шал
интервал оптических плотностей негатива. Поэтому диапазон экспозиций, сообщённый
этой фотобумаге при печати с негатива, оказался значительно меньше необходимого,
что и привело к не­полному использованию градационных возможностей фотобума­ги
и, как следствие, к невысокому качеству снимка. Для получения отпечатка,
представленного на фото 1а, усло­вие соответствия контраста негатива и
фотобумаги было выпол­нено, т. е. ΔD H = L ф/б. В
результате сообщённый фотобумаге при печати диапазон экспозиций оказался
соответствующим диапазо­ну экспозиций, при котором фотобумага позволяет получить
на отпечатке полную градацию тонов - от почти белых (света на снимке) до почти
максимально чёрных (тени). Из приведённого примера мы можем сделать очень важный
практический вывод: хороший отпечаток отличает как наличие деталей в светах,
тенях и полутонах, соответствующее нашему восприятию объекта, так и полная
градация чёрно-белых тонов используемой фотобумаги. Здесь уместно заметить, что
отпечат­ки на глянцевой фотобумаге имеют лучшую градацию тонов, чем на матовой.
Таким образом, сенситометрический способ подбора фото­бумаги к негативу даёт
хорошие результаты, позволяющие, как правило, получать вполне качественные
отпечатки.

B БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, НО НЕ ВСЕГДА...

К сожалению, довольно часто не удаётся получить хороший отпечаток и с вполне
качественного негатива. Правильный подбор фотобумаги к такому негативу, точно
найденная вы­держка при печати и тщательно проведённая химико-фотографи­ческая
обработка снимка ещё не гарантируют получение отпечат­ка, удовлетворяющего
взыскательного фотографа. Если же имеются негативы, не отвечающие необходимым
требованиям качества (например, очень контрастные или вялые, очень плотные или
прозрачные и т. д.), то с них сложно получить даже удовлетворительные снимки.
Недаром чёрно-белая фотопечать считается среди фотогра­фов не менее, а часто и
более сложной, чем фотопечать цветная. В чём причина этих сложностей и какова их
природа? Как их пре­одолеть? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая
статья. В ней будут рассмотрены некоторые из нетрадиционных, а пото­му не
имеющих широкого применения способов фотопечати. Они позволяют получать хорошие
отпечатки не только с не вы­зывающих каких-либо претензий негативов, но и с
негативов, по­лучение отпечатков с которых без использования специальных приёмов
печати практически невозможно. В практике съёмки достаточно часто получаются
негативы с большим общим контрастом, интервал плотностей которых
(ΔD H) порой превышает интервал полезных экспозиций
(L ф/б) Да­же самой мягкой фотобумаги. Появление подобных негативов
вы­звано такими причинами, как неправильное определение экспози­ции при съёмке,
большой интервал яркостей объектов съёмки, од­новременная химико-фотографическая
обработка всей экспони­рованной плёнки с изображением различных по контрасту
объек­тов и др. Подбор бумаги для печати с таких негативов или изменение режимов
обработки фотобумаги не всегда дают положительные результаты. Объясняется это
тем, что каждый негатив характеризуется не только величиной общего контраста,
определяемого разностью между максимальной D H max и
минимальной D H min плотностями изображения, т. е. значением
ΔD H , но и так называемым микрокон­трастом δD, т. е.
контрастом между любыми отдельными деталями негативного изображения. Поэтому при
печати, например, на мягкой фотобумаге, интер­вал полезных экспозиций которой
соответствует общему контра­сту негатива (т. е. выполняется условие:
ΔD H = L ф/б), микроконт­раст позитивного изображения
может уменьшиться по сравне­нию с микроконтрастом негатива, и отдельные
малоконтрастные детали, имеющиеся на негативе, могут вообще на отпечатке не
воспроизвестись. При печати же на контрастной фотобумаге мы получим хорошую
проработку малоконтрастных деталей негати­ва, но при этом потеряем детали в
светах или тенях позитивного изображения, поскольку в этом случае
ΔD H превышает L ф/б, а значит, не выполняется условие
соответствия друг другу двух этих параметров. Таким образом, возникает
противоречивое требование, когда для получения деталей в светах и тенях позитива
требуется более мягкая фотобумага, чем для воспроизведения участков того же
негатива, имеющего малоконтрастные детали. Разумеется, это противоречие может
возникать не только при печати с контраст­ных и высококонтрастных негативов, но
с любых других. Следовательно, основная причина трудности получения хоро­шего
отпечатка заключается не только в выборе необходимой фо­тобумаги, но и в
особенностях самого негативного изображения. Рассмотрим пример. Показанный на
фото 2а негатив имеет очень высокий контраст. Интервал его оптических плотностей
ра­вен 1, 6. Для фотопечати с этого негатива нужна мягкая фотобума­га с L = 1,
6. В то же время микроконтраст между некоторыми де­талями негатива (булыжная
мостовая, тротуар, кирпичная поверх­ность здания и др.) очень низок и не
превышает 0, 6-0, 8 (δD = 0, 6-0, 8). Поэтому если печатать на мягкой
бумаге, малоконтраст­ные участки негатива окажутся плохо проработанными (фото
2б). При печати на контрастной фотобумаге с L ф/б = 0, 7
микро­контраст позитивного изображения возрос, значительно улучши­лась
проработка малоконтрастных деталей. Однако пропали де­тали в тенях и ухудшилась
их проработка в светах, поскольку фо­тобумага в этом случае не соответствует
общему контрасту нега­тива (фото 2в). Для получения качественных отпечатков в
подобных случа­ях, а также в случаях, когда контраст негатива столь велик, что
для печати с него не существует необходимой по контрастно­сти фотобумаги,
прибегают к нетрадиционным способам фото­печати. Большинство таких способов
фотопечати позволяет умень­шить или скомпенсировать общий контраст негатива, не
влияя при этом на его микроконтраст, что позволяет использовать при печати
контрастный позитивный материал и тем самым значитель­но улучшить качество
отпечатка. Наибольшее применение имеют способы выравнивания кон­траста негатива
по принципу маскирования, основанные на уменьшении эффективного интервала
оптических плотностей не­гатива за счёт применения дополнительного поглощающего
слоя (маски), который используется вместе с оригинальным негативом. Это, прежде
всего, способ нерезкой маски, способ «мок­ рой» печати,
метод сине-жёлтого тонирования и метод фильтрации деталей проявлением (ФДП).

Используются также способы, влияющие как на изменение свойств и фотографических
характеристик используемой для пе­чати фотобумаги, так и градационных параметров
негатива. Это метод предварительной засветки фотобумаги и холоко- пия.
Два из перечисленных методов мы сейчас и рассмотрим.

СПОСОБ НЕРЕЗКОЙ МАСКИ

Этот способ является одним из наиболее распространённых нетрадиционных методов
фотопечати. Он заключается в том, что с негатива, имеющего большой общий
контраст ΔD H , изготавливается нерезкая позитивная копия (маска)
на фо­томатериале с прозрачной подложкой и с контрастом ΔD н.
Пе­ред печатью маска точно совмещается с негативом, что позволя­ет снизить его
общий контраст, т. к. при накладывании диапозити­ва-маски против прозрачных
участков негатива будут находиться плотные участки маски, а против тёмных
участков - прозрачные. Экспонирование через такой совмещённый с маской негатив
при­водит к уменьшению интервала экспозиций, сообщаемых пози­тивному материалу
при печати. Выгодно при помощи маски так уменьшить контрастность негатива, чтобы
при печати можно бы­ло взять контрастную бумагу, о преимуществах использования
ко­торой говорилось выше. Изготовление маски осуществляют путём контактной
печати с негатива на малоконтрастную и малочувствительную фотоплён­ку. Для этого
рекомендуется применять фототехническую плён­ку ФТ-10 или ФТ-11, но не
контрастнее плёнки ФТ-20. Можно применять и другие плёнки, но проявлять их надо
особенно мяг­ко. Контактную печать для получения нерезкой маски проводят через
стекло, помещённое между негативом и фотоплёнкой (рис. 1). Хорошие результаты
получаются при толщине стекла 3 мм. Если стекло тоньше, труднее совмещать
контуры негативного изображения и маски. Печатать следует при рассеянном свете
«молочной» лампы. Чем больше интервал оптических плотностей маски,
тем меньше будет общий контраст негатива при их совмещении, тем более
контрастная фотобумага понадобится для получения отпе­чатка. Интервал оптических
плотностей маски ΔD н можно опреде­лить, исходя из контраста
негатива (ΔD H) и полезного интервала экспозиций фотобумаги
(L ф/б). выбранной для печати, по следу­ющей формуле:
ΔD M = ΔD H - L ф/б.

Как правило, фотолюбитель не располагает измерительными приборами, поэтому
интервал плотностей маски можно оценить визуально. Изготовив несколько масок с
разным контрастом, можно выбрать ту, которая позволит получить отпечаток
наилуч­шего качества на имеющейся контрастной фотобумаге. Маски с разным
контрастом (интервалом плотностей) можно получить или путём изменения времени
проявления плёнки, используемой для их изготовления, или путём изменения
выдержки при кон­тактной печати через стекло. Изготовив несколько масок, можно
выбрать ту, которая поз­волит получить отпечаток наилучшего качества на
используемой фотобумаге. На фото 3 представлены контрастный негатив (а) и
нерез­кая позитивная маска с этого негатива (б). Интервал оптиче­cких плотностей
негатива (AD) равен 1, 9, что требует приме-нения для печати очень мягкой
фотобумаги, отсутствующей в ассортименте. Кроме того, печать на очень мягкой
фотобума­ге, даже при её наличии, привела бы к неизбежной потере множества
малоконтрастных деталей, имеющихся на негати­ве. Поэтому для печати решено
использовать контрастную фотобумагу с L = 0, 8, а из серии изготовленных
нерезких ма­сок была выбрана та, у которой ΔD M = 1, 1. Это
значение ин­тервала плотностей маски найдено по формуле, приведённой выше.
Использование маски позволило получить отпечаток с выров­ненным контрастом,
хорошей градацией и максимальной детали- рованностью (фото Зв), в отличие от
отпечатка, полученного на той же контрастной фотобумаге без использования
нерезкой по­зитивной маски (фото Зг).

Способ нерезкой маски достаточно трудоёмок, но он даёт, как видим, хорошее
выравнивание контраста негатива, позволяет производить печать с очень
контрастных негативов на контраст­ной фотобумаге и получать позитивное
изображение с высокой степенью деталированности.

МЕТОД ХОЛОКОПИИ

Качество позитивного изображения часто зависит от того, на­сколько велика
плотность участков негатива, соответствую­щих его светам. При обычной фотопечати
для копирования используются лишь относительно прозрачные участки негатива, где
количество серебра, образующего изображение, сравнитель­но невелико. Большие
плотности негатива, соответствующие его светам, содержат значительно больше
серебра, а, следовательно, и больше информации об объекте съёмки, т. е. больше
деталей.

Однако при обычной печати не удаётся воспроизвести всю имеющуюся информацию из
плотных участков негатива: детали в светах упорно не пропечатываются. Это
происходит потому, что одни зёрна проявленного серебра экранируют во время
печати другие, более мелкие, содержащие информацию о мельчайших деталях объекта.
Высокие плотности светов характерны для высококонтраст­ных негативов с большим
значением ΔD н, когда трудно извлекае­мая информация содержится в
верхней части характеристической кривой негативного материала (рис. 2). На
рисунке характеристи­ческой кривой штриховой линией показан участок негативного
изображения, детали которого обычной печатью извлечь не уда­ётся. Для того чтобы
изменить положение характеристической кривой, нужно увеличить прозрачность
негатива на участках, име­ющих большую плотность и находящихся в верхней части
кри­вой. Метод холокопии (от греч. holos - совершенный) позволяет это сделать.
Он даёт возможность выполнить не только качест­венную печать с контрастных
негативов, но и значительно умень­шить зернистость негатива и получить очень
деталированное, с большим числом полутонов позитивное изображение. Он на­столько
улучшает передачу деталей на отпечатке, что малофор­матный негатив практически
делается равноценным негативу бо­лее крупного формата. Технология обработки
методом холокопии состоит в следу­ющем. Высококонтрастный негатив с участками
большой плотно­сти обрабатывают в отбеливающем растворе такого состава:

Длительность отбеливания до полного исчезновения тёмных пятен в наиболее плотных
участках негативного изображения со­ставляет 4-10 мин. Наблюдать за ходом
процесса необходимо со стороны основы. Затем негатив промывают и сушат.
Фотопечать производят с отбелённого негатива обычным способом. Отбелённый
негатив, в котором металлическое серебро пере­ведено в хлорид (AgCI), имеет
повышенную прозрачность. Поэто­му при печати свет пройдёт через все
микрокристаллики хлорида серебра, отчего на позитиве будет передано значительно
больше деталей, чем при печати с обычного чёрно-белого негатива. Кро­ме того,
кристалл хлористого серебра более компактен и занима­ет меньшую площадь, чем
исходные частицы металлического се­ребра. Это позволяет получить более
мелкозернистое изображе­ние, чем с неотбеленного негатива. При необходимости
отбелённый негатив можно восстано­вить вновь, проявив его на свету в любом
мелкозернистом прояви­теле. Практическое использование рассматриваемого метода
про­иллюстрировано на фото 4. Фото 4а выполнено с оригинального негатива на
особо контрастной фотобумаге с выдержкой по те­ням (прозрачным участкам)
негатива. Детали и фактура в тенях по­зитивного изображения получились очень
хорошо проработан­ными и нормальными по плотности, тогда как света оказались
сильно недоэкспонированными с потерей деталей и качества. Фото 4б напечатано по
светам (самым плотным участкам) не­гатива. При этом света на отпечатке
получились всё равно недос­таточно проработанными, с плохо выраженной фактурой
из-за их высокой плотности на негативе. В светах изображения появилось зерно.
Тени на отпечатке из-за большой передержки почти не де-талированы. Отпечаток,
представленный на фото 4в, получен с холокопи-рованного негатива (фото 4г). Для
печати использовалась та же особо контрастная фотобумага, что и для двух
предыдущих сним­ков, но качество полученного отпечатка намного выше. Как све­та,
так и тени на отпечатке хорошо проработаны и деталированы. Чётко выявлена
фактура кожи модели. Зерно, в отличие от преды­дущего снимка, практически
отсутствует. Метод холокопии может с успехом применяться при печати не только с
контрастных негативов, но и с негативов нормальной контрастности, имеющих
участки с большой плотностью. Высо­кокачественный отпечаток на контрастной
фотобумаге получает­ся почти всегда.

РЕЗЮМЕ

Умелое использование предложенных нетрадиционных спо­собов фотопечати позволяет
квалифицированному фотогра­фу, уже прошедшему начальные этапы овладения
искусством черно-белой фотографии, получать снимки технически ещё более
совершенные, а значит, и оказывающие на зрителя более сильное эмоциональное
воздействие. В дальнейшем предполагается рассмотреть и другие из упо­мянутых
методов нетрадиционной фотопечати. Фото автора.

Конверты с напечатанными фотографиям.

Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съемки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, нежели в пленочные времена. Однако именно благодаря «эксклюзивности» задачи растут и требования к качеству твердых копий: потратив время на отбор и обработку лучших снимков, мы ожидаем увидеть на бумаге не менее качественный результат. Но как добиться максимального совпадения нашего изображения на мониторе и фотобумаге? При подготовке файлов к печати у многих (даже опытных) фотографов возникают вопросы, на самые распространенные я и постараюсь дать ответ.

  • Что такое минилабы?
  • Как управлять резкостью на отпечатке?
  • Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?
  • Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?
  • Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?
  • Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?
  • Можно ли напечатать настоящее ч/б?

Какие существуют способы печати фотографий?

Наиболее распространенные на сегодняшний день технологии:
* фотопечать в химическом процессе;
* струйная печать.

В первом случае картинка проецируется в темноте на фотобумагу; далее отпечаток поступает в химический
процесс - проявка, отбелка, фиксаж, промывка. Все как в старые добрые времена, вплоть до сушки. Только глянцевателей теперь нет, а отражающие свойства поверхностей реализованы в самих материалах - это матовая, глянцевая, тисненая бумага, а также бумага с металлизированным покрытием (metallic), пленка на просвет (duratrans) и др.

Во втором случае картинка формируется краской. Список материалов струйной печати огромен: это не только обычная бумага, но и холст, джинса, сетчатые ткани, прозрачные и металлические пленки, виниловые баннеры, акварельные бумаги и многие другие материалы, вплоть до экзотических.

Оба способа печати представляют большой интерес для фотографирующей аудитории. Каждая из технологий обладает своими особенностями, достоинствами и недостатками. Обычно при сравнении рассматривают такие параметры, как формат печати, спектр материалов, себестоимость отпечатка, его износостойкость, скорость печати, оперативность вывода, цветовой охват, стоимость оборудования, требования к площадям и условиям эксплуатации, стабильность параметров печати, возможности тиражирования, последующей финишной обработки (покрытия лаком, ламинирования, накатки на основу) и т. д. Сложно назвать струйную печать и фотопечать конкурирующими технологиями. Для разных задач используются разные возможности.

По экспертным оценкам, доля химической фотопечати на сегодняшний день составляет 85-90% от общего объема фотоотпечатков, появляющихся на бумаге. Например, PMA (Photo Marketing Association) в отчете за 2005 г. приводит цифру 90%, а мнения участников российского рынка, согласно исследованиям The Boston Consalting Group, проведенным в сентябре 2007-го, склоняются к 85-95%. Остальные отпечатки приходятся в основном на домашнюю струйную печать. В рамках этой статьи речь пойдет о самом распространенном способе печати - химической фотопечати. Хотя большинство рассмотренных вопросов вполне применимы и для струйной, а также для других способов печати.

Что такое минилабы?

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами. Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов - как правило,
от 10 х 15 до 30 х 90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов. С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочувствительной эмульсией, далее отпечаток попадает в классический «мокрый» процесс. Современные минилабы в совокупности с технологиями работы по локальной сети позволяют печатать 1000-1800 цифровых отпечатков 10 х 15 в час и более. При печати с фотопленки негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером, далее работа с картинкой строится так же, как с обычным файлом. В небольших лабораториях, где остановка производства не слишком критична для бизнеса, обычно имеется одна машина. В средних же и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов - компаний Noritsu и Fuji.
По неофициальным данным, в это время предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, однако Антимонопольный комитет Японии этого не допустил. В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Все остальные производители минилабов прекратили свою деятельность. С недавних пор на рынке стали появляться китайские производители, в частности Sophia. Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, качество этих машин оставляет желать лучшего, поэтому используются такие машины в основном в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля подобных машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов существуют печатные машины для больших форматов. Лидером «большого формата» в наше время является итальянский производитель Durst. В целом технологии печати на этих машинах такие же, как на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин. Если минилабы ориентированы на типовые форматы, то машины большого формата позволяют печатать произвольные размеры в пределах максимально возможного.

В каком максимальном размере можно напечатать файл?

Перед тем как отправить фотографии на печать , многие фотографы начинают искать в Интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку. Вспомните уличные билборды на стенах девятиэтажных домов: если подойти к ним вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких подобных пятен. Но предназначено ли такое изображение для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет. А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус: она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому как только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати. Чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы будем на него смотреть, поэтому с ростом формата уменьшается значимость разрешения печати для восприятия глазом.

Примерная таблица размеров печати

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi. Исходя из такого разрешения просчитана приведенная таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него
смотрим - соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать в формате 76 х 112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен. Если же смотреть на нее в нормальных условиях (с расстояния двойной диагонали изображения), то сложно даже заподозрить, что разрешение печати чуть больше 100 dpi.

В чем разница между 10 х 15 и 11 х 15?

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространенные форматы кадров. На рассвете пленочной эры большинство любительских камер снимало на пленку 135-го типа в формате кадра 24 х 36 мм. Соотношение сторон такого кадра 2:3 - именно под него создавались форматы печати 10 х 15, 20 х 30, 30 х 45 и др.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 3:4. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов: * с соотношением сторон кадра 2:3 (как правило, малоформатные зеркальные камеры);
* с соотношением сторон кадра 3:4 (как правило, малоформатные любительские камеры).

Если напечатать кадр 3:4 в формате 10 х 15, то значительная часть изображения либо останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати - 11 х 15, соотношение сторон которого близко к 3:4. Сегодня он уже стал стандартным - под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки, различные аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати необходимо выяснить (рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространенные форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:

Соотношение сторон кадра 2:3 Соотношение сторон кадра 3:4
10 х 15 см 11 х 15 см
15 х 20 см 15 х 22 см
30 х 45 см 30 х 40 см

Кадр в обрез или целиком - как задать режим печати?

Так как в общем виде любой файл имеет произвольные размеры (произвольные соотношения сторон), то при его печати в любом стандартном формате всегда встает вопрос, как кадрировать. Математически существует только три варианта размещения картинки на итоговом отпечатке. В программном обеспечении минилабов соответствующие режимы печати обозначены следующим образом: * overall (кадр целиком);
* cut (кадр в обрез); * real size (реальный размер).

просмотров